О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.03.2016

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Принципы разработки

5. Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
5.1. Принципы разработки 

Должностная инструкция должна отражать роль руководителя и как руководителя системы, перед которой поставлены определенные цели и политики (1), и как части «официально выделенного органа управления частью организации», в которой он присутствует в двух ролях: роли руководителя в своем органе управления (2) и роли одного из подчиненных в вышестоящем органе управления (3). Поэтому должностная инструкция должна включать:
  1. Цели, которые ставятся перед руководителем, предвидимые результаты его деятельности, ресурсы, обеспечивающие их достижение, в первую очередь, те, которые должны поступать от других подразделений. При этом результаты подразделения – это не указания, распоряжения, планы, …, а результат деятельности всей управляемой системы.
  2. Взаимодействие с вышестоящим руководителем (субординация и реординация), с другими смежными руководителями (координация). 
  3. Взаимодействие со своими подчиненными (субординация и реординация). Для рядового сотрудника в этой роли описывается его взаимодействие с его производственным оборудованием.
Первая роль может быть описана только исходя из положения о подразделении. Собственно, и вопросы субординации, реординации и координации зависят от системы управления предприятием, самостоятельности структурных подразделений, что также определяется положениями о подразделениях. Поэтому разработка положения о подразделении должна предшествовать разработке должностной инструкции.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что организационно-правовая документация, представленная в различных изданиях, Интернет, да и в [1] не может непосредственно использоваться предприятием, так как «не учитывает особенностей организации производства, труда и управления" конкретного предприятия. Тем более не учитывает его принципов и норм деятельности.

5.2. Положение о подразделении

Подразделение («официально выделенный орган управления частью организации») – это руководитель и все непосредственно подчиненные ему должностные лица. Вход и выход (в системном их понимании) у подразделения (как органа управления) не определены (они определены только для подразделения нижнего уровня иерархии – руководителя и рядовых сотрудников управляющих средствами производства). Положение о подразделении как об органе управления – это положение о руководителе и его непосредственных подчиненных, организации управления: координации, системе планирования и бюджетирования, отчетности, и т.д. 

Подразделение как система – это подчиненные подразделения и сотрудники всех его уровней иерархии, средства производства. Входом системы являются ресурсы, получаемые системой из внешней среды, а выходом – результат от реализации продукция во внешнюю среду. Эти входы и выходы реально работают только на самом нижнем уровне – уровне производства (гемба). Результат для предприятия – добавленная стоимость, чистый продукт. Результат подразделения – развитие материально-технической базы, условий труда, вознаграждение руководителям и сотрудникам. Положение о подсистеме предприятия – это положение о входах и выходах, процессах подразделения, и результатах подразделения, о том, что оно дает потребителю и самому предприятию. В подразделении как системе можно описать весь бизнес-процесс. Только описывать его придется несколько раз: для подразделений всех уровней иерархии (полностью и частично, например, всего производства, отдельных цехов, отдельных участков), что нецелесообразно. Результат подразделения как системы: самостоятельного – чистый продукт подразделения как системы по отчетам с управляемых нижних уровней, несамостоятельного – качество процессов и продукции подразделения как системы на выходе по отчетам с управляемых нижних уровней.

5.3. Содержание положения о подразделении

I. Общие положения.
II. Разделы положения о подразделении как о подсистеме предприятия:
  • Миссия – предназначение подразделения в предприятии.
  • Заданная цель подразделения и заданные политики достижения этих целей.
  • Частные цели подразделения, детализированные политики своего подразделения (формальные положения о культуре своего подразделения), основные программы деятельности – стратегия подразделения.
  • Продукция подразделения (таблица по каждому продукту аналогичная таблице 1):
  •  -Продукция на выходе подразделения и ее потребитель.
  •  - Исходные материалы на входе подразделения и их поставщики.
  •  - Результат подразделения (оценка, в целом, его деятельности и вознаграждения) со ссылкой на Положение о мотивации и системе оплаты труда.
  • Ссылка на формальные бизнес-процессы.
  • Материально-техническая база подразделения.
III. Разделы положения о подразделении как органе управления:
  • Руководитель подразделения и его непосредственные подчиненные (со ссылкой на штатное расписание или организационную структуру).
  • Самостоятельность подразделения в плане планирования, бюджетирования, взаимодействия с внешними структурами, и т.д.
  • Ссылки на другие организационно-правовые документы. 
4.Внешние и внутренние цели. Организационно-правовая документация и культура <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5.4.Должностная инструкция

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"

27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.

27.09.2019 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2019 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.

08.01.2021 18:00  Валерий

Основные принципы разработки регламентов

08.01.2021 21:42  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021