О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(185)Гайд по организации и управлению предприятием

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Принципы разработки

09.03.2016 5. Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
5.1. Принципы разработки 

Должностная инструкция должна отражать роль руководителя и как руководителя системы, перед которой поставлены определенные цели и политики (1), и как части «официально выделенного органа управления частью организации», в которой он присутствует в двух ролях: роли руководителя в своем органе управления (2) и роли одного из подчиненных в вышестоящем органе управления (3). Поэтому должностная инструкция должна включать:
  1. Цели, которые ставятся перед руководителем, предвидимые результаты его деятельности, ресурсы, обеспечивающие их достижение, в первую очередь, те, которые должны поступать от других подразделений. При этом результаты подразделения – это не указания, распоряжения, планы, …, а результат деятельности всей управляемой системы.
  2. Взаимодействие с вышестоящим руководителем (субординация и реординация), с другими смежными руководителями (координация). 
  3. Взаимодействие со своими подчиненными (субординация и реординация). Для рядового сотрудника в этой роли описывается его взаимодействие с его производственным оборудованием.
Первая роль может быть описана только исходя из положения о подразделении. Собственно, и вопросы субординации, реординации и координации зависят от системы управления предприятием, самостоятельности структурных подразделений, что также определяется положениями о подразделениях. Поэтому разработка положения о подразделении должна предшествовать разработке должностной инструкции.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что организационно-правовая документация, представленная в различных изданиях, Интернет, да и в [1] не может непосредственно использоваться предприятием, так как «не учитывает особенностей организации производства, труда и управления" конкретного предприятия. Тем более не учитывает его принципов и норм деятельности.

5.2. Положение о подразделении

Подразделение («официально выделенный орган управления частью организации») – это руководитель и все непосредственно подчиненные ему должностные лица. Вход и выход (в системном их понимании) у подразделения (как органа управления) не определены (они определены только для подразделения нижнего уровня иерархии – руководителя и рядовых сотрудников управляющих средствами производства). Положение о подразделении как об органе управления – это положение о руководителе и его непосредственных подчиненных, организации управления: координации, системе планирования и бюджетирования, отчетности, и т.д. 

Подразделение как система – это подчиненные подразделения и сотрудники всех его уровней иерархии, средства производства. Входом системы являются ресурсы, получаемые системой из внешней среды, а выходом – результат от реализации продукция во внешнюю среду. Эти входы и выходы реально работают только на самом нижнем уровне – уровне производства (гемба). Результат для предприятия – добавленная стоимость, чистый продукт. Результат подразделения – развитие материально-технической базы, условий труда, вознаграждение руководителям и сотрудникам. Положение о подсистеме предприятия – это положение о входах и выходах, процессах подразделения, и результатах подразделения, о том, что оно дает потребителю и самому предприятию. В подразделении как системе можно описать весь бизнес-процесс. Только описывать его придется несколько раз: для подразделений всех уровней иерархии (полностью и частично, например, всего производства, отдельных цехов, отдельных участков), что нецелесообразно. Результат подразделения как системы: самостоятельного – чистый продукт подразделения как системы по отчетам с управляемых нижних уровней, несамостоятельного – качество процессов и продукции подразделения как системы на выходе по отчетам с управляемых нижних уровней.

5.3. Содержание положения о подразделении

I. Общие положения.
II. Разделы положения о подразделении как о подсистеме предприятия:
  • Миссия – предназначение подразделения в предприятии.
  • Заданная цель подразделения и заданные политики достижения этих целей.
  • Частные цели подразделения, детализированные политики своего подразделения (формальные положения о культуре своего подразделения), основные программы деятельности – стратегия подразделения.
  • Продукция подразделения (таблица по каждому продукту аналогичная таблице 1):
  •  -Продукция на выходе подразделения и ее потребитель.
  •  - Исходные материалы на входе подразделения и их поставщики.
  •  - Результат подразделения (оценка, в целом, его деятельности и вознаграждения) со ссылкой на Положение о мотивации и системе оплаты труда.
  • Ссылка на формальные бизнес-процессы.
  • Материально-техническая база подразделения.
III. Разделы положения о подразделении как органе управления:
  • Руководитель подразделения и его непосредственные подчиненные (со ссылкой на штатное расписание или организационную структуру).
  • Самостоятельность подразделения в плане планирования, бюджетирования, взаимодействия с внешними структурами, и т.д.
  • Ссылки на другие организационно-правовые документы. 
4.Внешние и внутренние цели. Организационно-правовая документация и культура <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5.4.Должностная инструкция

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"

27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.

27.09.2019 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2019 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.

08.01.2021 18:00  Валерий

Основные принципы разработки регламентов

08.01.2021 21:42  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.

15.10.2021 17:37  Игорь

Какой документ главнее политика или стратегия?

15.10.2021 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основные политики предприятия, такие, например, как нормы и принципы деятельности, рынки, практически неизменны за время жизни предприятия и стратегии разрабатываются в рамках этих политик. Поэтому такие политики главнее стратегии. Однако при разработке стратегии разрабатываются и частные политики по достижению частных стратегических целей, и здесть первична уже стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022