Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Должностная инструкция09.03.2016 5.4. Должностная инструкция
Должностная инструкция является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности (письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). В постановлении Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N9 [1] "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" говорится, что приведенные в нем квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников пользоваться которыми можно только с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности. А Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042‑6‑0 говорит, что должностная инструкция – это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника и является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений.
Но главное в том, что ДИ – это не просто инструмент разрешения трудовых споров, а инструмент эффективной деятельности как каждого сотрудника, так и всего коллектива в целом. Кантер пишет (Kanter, 1989): «По настоящему представляет значение не то, как распределена ответственность, а то, каким образом люди смогут скоординировать свои усилия для использования новых возможностей» [6].
И, для обеспечения максимальной эффективности, должностные инструкции должны вытекать, в первую очередь, именно из «особенностей организации производства, труда и управления» в конкретном предприятии. Конкретное же предприятие, как отмечено выше, во многом определяется системой положений о подразделениях.
5.5. Содержание должностной инструкции
I. Общие положения.
II. Разделы должностной инструкции как руководителя подсистемы предприятия (включающей всех подчиненных всех уровней иерархии и материально-техническую базу)
- Цели и задачи руководителя (ссылка на положение о подразделении).
- Ответственность за достижение целей подразделения.
- Должностные обязанности.
- Права.
- Квалификационные требования.
- Функции.
III. Разделы должностной инструкции как руководителя органа управления своего подразделения (которое включает, кроме самого себя, всех своих подчиненных).
- Возглавляемое подразделение, ссылка на Положение о подразделении.
- Основные задачи и обязанности по работе с подчиненными.
- Квалификационные требования в области социологии и психологии.
- Права по работе с подчиненными.
- Работа с руководителями смежных подразделений.
- Работа с подчиненными руководителями, на нижнем уровне – с рядовыми сотрудниками (для сотрудников со средствами производства).
IV. Разделы должностной инструкции как подчиненного руководителя органа управления (которое включает вышестоящего руководителя и всех его подчиненных, включая самого себя).
- Взаимодействие с вышестоящим руководителем (на верхнем уровне с собственником) – субординация и реординация.
- Взаимодействие со смежными руководителями (на нижнем уровне с сотрудниками) – координация деятельности.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Организация предприятия и система организационно-правовых документов"
27.10.2016 14:45 ВП
Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?
| 27.10.2016 15:36 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.
Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.
| 01.02.2017 13:45 Аня
К чему приводит отсутствие регламентов?
| 01.02.2017 19:25 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.
Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.
| 27.09.2019 10:15 Игорь
Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?
| 27.09.2019 10:46 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
-
Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
-
Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
-
Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.
| 08.01.2021 18:00 Валерий
Основные принципы разработки регламентов
| 08.01.2021 21:42 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.
| 15.10.2021 17:37 Игорь
Какой документ главнее политика или стратегия?
| 15.10.2021 20:55 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.
Основные политики предприятия, такие, например, как нормы и принципы деятельности, рынки, практически неизменны за время жизни предприятия и стратегии разрабатываются в рамках этих политик. Поэтому такие политики главнее стратегии. Однако при разработке стратегии разрабатываются и частные политики по достижению частных стратегических целей, и здесть первична уже стратегия.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|