О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(185)Гайд по организации и управлению предприятием

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Должностная инструкция

09.03.2016 5.4. Должностная инструкция

Должностная инструкция является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности (письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). В постановлении Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N9 [1] "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" говорится, что приведенные в нем квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников пользоваться которыми можно только с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности. А Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042‑6‑0 говорит, что должностная инструкция – это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника и является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. 

Но главное в том, что ДИ – это не просто инструмент разрешения трудовых споров, а инструмент эффективной деятельности как каждого сотрудника, так и всего коллектива в целом. Кантер пишет (Kanter, 1989): «По настоящему представляет значение не то, как распределена ответственность, а то, каким образом люди смогут скоординировать свои усилия для использования новых возможностей» [6].

И, для обеспечения максимальной эффективности, должностные инструкции должны вытекать, в первую очередь, именно из «особенностей организации производства, труда и управления» в конкретном предприятии. Конкретное же предприятие, как отмечено выше, во многом определяется системой положений о подразделениях. 

5.5. Содержание должностной инструкции

I. Общие положения.
II. Разделы должностной инструкции как руководителя подсистемы предприятия (включающей всех подчиненных всех уровней иерархии и материально-техническую базу)
  • Цели и задачи руководителя (ссылка на положение о подразделении).
  • Ответственность за достижение целей подразделения.
  • Должностные обязанности.
  • Права. 
  • Квалификационные требования.
  • Функции. 
III. Разделы должностной инструкции как руководителя органа управления своего подразделения (которое включает, кроме самого себя, всех своих подчиненных).
  • Возглавляемое подразделение, ссылка на Положение о подразделении.
  • Основные задачи и обязанности по работе с подчиненными.
  • Квалификационные требования в области социологии и психологии.
  • Права по работе с подчиненными.
  • Работа с руководителями смежных подразделений.
  • Работа с подчиненными руководителями, на нижнем уровне – с рядовыми сотрудниками (для сотрудников со средствами производства).
IV. Разделы должностной инструкции как подчиненного руководителя органа управления (которое включает вышестоящего руководителя и всех его подчиненных, включая самого себя).
  • Взаимодействие с вышестоящим руководителем (на верхнем уровне с собственником) – субординация и реординация.
  • Взаимодействие со смежными руководителями (на нижнем уровне с сотрудниками) – координация деятельности.
5.Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5.6.Регламенты бизнес-процессов

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"

27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.

27.09.2019 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2019 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.

08.01.2021 18:00  Валерий

Основные принципы разработки регламентов

08.01.2021 21:42  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Вопрос не в разработке регламентов, а в том, чтобы регламенты реально исполнялись в повседневной практике, а не остались после разработки и утверждения пылиться на полках. Основной принцип заключается в том, что, «правила, предписывающие определённое поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф А. Институты и путь к современной экономике]. Второй принцип, который используется, но как правило без учета первого, заключается в том, что регламенты должны быть ориентированы на достижение целей предприятия.
Из этих двух принципов следует следующий вывод: регламенты обеспечивающие повышение эффективности предприятия, будут обеспечивать ее только тогда, когда они будут обеспечивать и цели персонала. Когда с введением регламентов и повышением эффективности, будет обеспечиваться и увеличение заработной платы. Или будут обеспечивать повышение эффективности без увеличения затрат труда, а с его уменьшением.

15.10.2021 17:37  Игорь

Какой документ главнее политика или стратегия?

15.10.2021 20:55  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Основные политики предприятия, такие, например, как нормы и принципы деятельности, рынки, практически неизменны за время жизни предприятия и стратегии разрабатываются в рамках этих политик. Поэтому такие политики главнее стратегии. Однако при разработке стратегии разрабатываются и частные политики по достижению частных стратегических целей, и здесть первична уже стратегия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022