Как построить эффективную организацию. Социальные организации
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №1, 2012 г., с. 6-11
II .Построение эффективной социальной организации
Рассмотрим далее вопросы построений эффективной социальной системы управления: коммерческой, некоммерческой, государственного управления.
Основой системы управления является цель и миссия организации, из которых мы можем получить и стратегию организации, и организационную структуру организации со стратегией каждого структурного подразделения, со стратегией каждого работника.
Коммерческая организация: цель - прибыль и рыночная стоимость компании, миссия - удовлетворение определенных потребностей потребителей.
Некоммерческие и государственные организации занимают ту нишу на рынке, или даже точнее, не только на рынке (платёжеспособном спросе), но в структуре общественных потребностей вообще. Так, гигантские государственные капиталы вкладывались в строительство железных дорог в Европе, в эпоху Мейдзи в Японии государство поддерживало национальное промышленное производство и т. п.
Суть всех некоммерческих и государственных учреждений сводится к тому, что удовлетворить потребности человека, которые не сулят быстрой прибыли частному собственнику, или не сулят прибыли вообще.
Так как оборот капитала при строительстве железных дорог (и вообще в долгосрочных проектах) происходит медленнее, то государство, как своего рода надсмотрщик над всей системой производства в стране непосредственно вмешивается в бизнес, в интересах самого бизнеса, которые [интересы] он, к сожалению, для него, в долгосрочной перспективе распознать не всегда может.
В современном мире и даже раньше (когда королевы любили заниматься благотворительностью) некоммерческие организации, как правило, удовлетворяли потребности тех слоёв граждан, которые вообще не могли обеспечить платёжеспособный спрос (безработные, бомжи, наркомана, мигранты, инвалиды и т.п.)
Государственная организация: цель - рост количества необходимых системе производства в целом товаров и услуг, миссия – удовлетворение потребностей граждан.
Некоммерческая организация: цель – чувство исполненного перед обществом долга, повышение статуса, миссия – удовлетворение определенных потребностей неплатежеспособных граждан (или лиц без оного), слаборазвитых общественных институтов и стран.
Работник любой организации: цель - удовлетворение личных потребностей (финансовый и моральный результат деятельности) и повышение своего положения в обществе (рыночная стоимость на рынке труда), миссия - удовлетворение определенных потребностей организации, которой он служит.
Таким образом, приведенная модель системы стратегического управления является моделью любой социальной организации, она позволяет по сформулированной цели и миссии социальной организации, параллельно разработать ее стратегию и структуру (на всех уровнях иерархии), обеспечивающую наиболее эффективное функционирование организации с учетом человеческого фактора, обеспечивает достижение поставленной цели, исполнение организацией своей миссии в обществе.