Эффективное стратегическое управление
Постановка максимально достижимой цели, как показывает практика, достаточно сложный вопрос [4]. Обычно большинство действует «от достигнутого» – не производится анализ потенциальных возможностей компании, анализ внешней среды, не ставятся новые близкие к потенциальным цели. Просто ставят новые финансовые планы на 5-10% выше достигнутых, но тогда и особой стратегии не требуется, частные косметические улучшения. Постановка высокой цели – это, во-первых, видение результата, видение того, за счет чего и как будет достигнут высокий экономический результат. Всегда имеется как минимум три категории целей: целей по расширению выпуска продукции, целей по созданию новой более рентабельной продукции, и целей по развитию компании как в материально-техническом, так и в организационном плане, по повышению ее производительности и эффективности - совершенствованию.
Для нашей страны на данном этапе ее развития наиболее эффективны вопросы совершенствования организации деятельности, создания методов и процедур эффективного управления (неразрешенность в настоящее время этих вопросов дает до 80% отставания нашей страны в производительности труда от развитых стран, а это - отставание в три-четыре раза [5]). Т.е. основные цели – это не только цели выпуска и создания новой продукции, а цели по разработке и внедрению эффективных методов и процедур эффективного управления, организации труда, цели, достижение которых дает самый большой эффект не требуя значительных капиталовложений, но требующих проведения серьезных организационных изменений.
Однако любые организационные изменения вызывают сопротивление коллектива, и это сопротивление не просто чье-то нежелание – это фундаментальная проблема [6]. Как показывает и теория [6], и практика, даже когда намечаемые организационные изменения не приводят к каким либо отрицательным последствиям, люди все равно боятся, что эти изменения как то их заденут. Ну а если это кадровые изменения, связанные с престижем, положением, властью, не говоря уж о оплате, эти изменения встречают мощное сопротивления (формируется целая «группа сопротивления»), как явное, так и скрытое. И решить этот вопрос можно мотивацией коллектива на цели компании (а при развитии компании и формированием ее организационной культуры), когда ставить и достигать высокие цели будет выгодно и компании, и каждому руководителю и сотруднику (но, практически, это возможно далеко не всегда, и сопротивление будет, и его надо прогнозировать и учитывать). Но еще более эффективно – согласованием целей компании и ее сотрудников, когда эти цели не различаются, когда достигается гармония [7] и компания работает на принципах самоорганизации (однако и здесь возможно сопротивление отдельных индивидов).
Второй момент – единства целей, мы, собственно, уже рассмотрели, без гармонии, в крайнем случае, без «правильной мотивации» - правильной постановки системы оценки-вознаграждения, без формирования соответствующей организационной культуры, эффективное стратегическое управление просто невозможно. Именно это в основном определяет то, что пока только менее 10% сформулированных стратегий реализуются компаниями на практике. Необходимо что бы внешние цели, которые ставятся руководителям и рядовым сотрудникам, стали бы и их внутренними осознанными целями.
Здесь очень важное значение имеет разработка дерева целей компании. Дерева, начинающегося от социально-экономических целей компании, переходящих далее в реальные предметные цели структурных подразделений, и заканчивающиеся конкретными целями рядовых сотрудников. Для эффективности компании важны и соответствующий переход от социально-экономических целей к предметным, и согласование внешних и внутренних целей каждой ветви этого дерева. А для практической разработки дерева целей можно отметить, что цели просто так не раскладываются на компоненты (только, пожалуй, при серийном производстве), при каждой декомпозиции цели необходимо рассматривать стратегию ее достижения и вытекающие из нее частные цели подчиненным подразделениям – необходимо создание дерева целей и стратегий.
Четкие принятые коллективом политики играют существенную роль в эффективности проводимой стратегии. Например, одна из консалтинговых компания поставила своей политикой не работать с компаниями занимающимися алкоголем и табаком – это ограничило круг ее возможных клиентов, исключило очень выгодных клиентов, это конечно ограничило текущую экономическую эффективность компании, но подняло социальную эффективность, которую компания ставит выше текущих сиюминутных результатов, которая поднимет имидж компании, и которая, в перспективе, приведет и к повышению экономической эффективности. Политики не просто ограничивают и направляют деятельность организации, они сводят возможные альтернативы деятельности до обозримого пространства в котором можно вести мониторинг и анализ и выбирать наиболее эффективные. Если бы у нас не было бы политик, «Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны» [8]. Отметим, что основной политикой любой компании является ее миссия – предназначение компании в обществе. Другие политики направляют и ограничивают деятельность компании в финансовой, технической, кадровой, и других сферах.
Окончание статьи