ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(254)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1070)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Цель как основа стратегии. 6. Продукция


6. Продукция

Продукция предприятия – это именно то, что приносит ему и экономический и социальный результат, то что предлагается потребителю, то, что должно иметь потребительские свойства лучше, чем у конкурентов. Продукция – это то основное «оружие» с которым предприятие борется с конкурентами. Любая продукция имеет свой жизненный цикл и требует постоянной модернизации – повышения потребительских свойств, но при этом любые эффективные нововведения тут же подхватываются конкурентами и быстро устаревают.

Для того, чтобы продукция была конкурентоспособной необходимо также вести персонифицированный учет эффективности каждого вида продукции, отслеживать ее жизненный цикл, определять моменты необходимости начала создания новой продукции и снятия с производства старой, потерявшей эффективность. К сожалению многие наши предприятия не ведут такой учет и не владеют ситуацией, зачастую выпуская и выпуская отдельные продукты, даже не подозревая, что они убыточны.

Определение продукции предприятия, объемов ее выпуска и реализации (с учетом всех предыдущих вопросов) дает оценку экономических целей предприятия по выручке, но не учитывает всех затрат на производство, затрат, вкладываемых в развитие самой продукции, внешней и внутренней среды.
 
7. Видение 

Цель – это предвидимый результат [1], видение результата. Результатом деятельности предприятия является не только получаемый им социально-экономический результат, но и его продукция, реализация которой и дает предприятию этот результат, и удовлетворяет потребности общества, и само предприятие которое имеет самостоятельную рыночную стоимость, и внешняя среда изменяемая предприятием. Если мы ставим цель повышения социально-экономического результата предприятия, то нам необходимо повышение потребительских свойств продукции, увеличение объемов выпуска продукции и снижения ее себестоимости, увеличение объемов потребления продукции внешней средой. Соответственно необходимы и цели в этих трех областях, цели как предвидение результата в областях продукции, внутренней среды предприятия, и его внешней среды. Необходимо оценить и учесть в экономическом результате предприятия и затраты, требуемые для достижения этих целей.

Таким образом, цель достижения требуемого социально-экономического эффекта должна преобразоваться в цели по (1) продукции, (2) внутренней среде и (3) внешней среде.  Соответственно и предвидимый социально-экономический результат должен преобразоваться в предвидения (1) продукции, (2) внутренней среды и (3) внешней среды, практическая реализация которых и должна принести требуемый социально-экономический результат.

Такое комплексное предвидение («видение»), достигаемое решением всех отмеченных взаимосвязанных вопросов, и позволяет определить ту максимальную социально-экономическую цель, которую предприятие может поставить и реально достичь в обозримом будущем, в ее динамике.
 
8. Цель 

Цель – предвидимый результат – это самый сложный вопрос менеджмента (что собственно и видно из семи предыдущих предварительно определяющих ее разделов). Если цель занизить, то и результат будет занижен. Если цель завысить, то можно и вовсе не получить результата. Оптимальная цель предприятия – это предвидимый максимально-достижимый результат в рамках принятых политик, продукции предприятия, его внутренней и внешней среды, динамики их развития.

Отметим еще роль конкретности цели, только конкретная измеримая цель позволит разработать стратегию ее достижения, «цели» типа «получить максимальную прибыль» – это не цели, просто общие намерения. Если цель - повысить прибыль на 20-30% - это одна стратегия достижения цели, если на 100% – это уже совершенно другая стратегия. А скрытые возможности наших предприятий позволяют повысить ее и до 300-400% [5], надо только раскрыть их, и реализовать.

Особый вопрос о самой цели, единице её измерения. Можно поставить цель в количестве выпускаемой продукции, а можно в экономическом эффекте от реализации продукции. Очевидно, что правилен только второй вариант. Еще Карл фон Клаузевиц, основоположник военной стратегии, писал, что все военные операции должны оцениваться в той мере, которая задана целью войны: «политическая цель, являющаяся первоначальным мотивом войны, служит мерилом как для цели, которая должна быть достигнута при помощи веерных действий, так и для определения объема необходимых усилий», однако «политическую цель можно принимать за мерило, лишь отчетливо представляя ее действие на народные массы, которые она должна всколыхнуть» [6]. 

Отсюда три важных вывода:

1) Каждая цель, ставящаяся перед проектом, подразделением, сотрудником, должна иметь меру социально-экономической цели предприятия и обеспечиваться ресурсами, соответствующими тому вкладу, которое ее достижение принесет предприятию.

2) Каждое подразделение, каждый сотрудник, должны оцениваться по результатам достижения поставленных в соответствии с п. 1) целей из ресурсов, выделенных на достижение этих целей, а не каких либо показателей деятельности в других мерах из каких либо других ресурсов. Необходимость оценки деятельности сотрудников исключительно из конкретных результатов отмечал своих последних трудах и Питер Друкер [11]. 

3) Цель предприятия должна соответствовать цели коллектива и быть сформулирована так, чтобы поднимать и мобилизовывать коллектив на ее достижение – это должна быть общественно необходимая цель [8 Андреева]. И только четко сформулированные общественно-полезные (политические) цели предприятия позволят создать планы деятельности, позволяющие получить максимальный социально-экономический результат предприятия.

Единого пути к постановке цели предприятия не существует. Наиболее часто цель определяется «от достигнутого», т.е. на последующий период ставится цель несколько выше, чем за предыдущий. При этом нет и надобности разбираться в вопросах продукции, внешней и внутренней среды. Однако все же иногда стихийно проводятся определенные изменения по продукции, внутренней или внешней среде (без этого и невозможно), но их эффективность зачастую определяется только по фактическим результатам. Отметим, что положение предприятия с таким целеполаганием неустойчиво, оно не владеет ситуацией ни в одной из трех отмеченных отраслей, имеет большие риски.

Второй путь – это постановка цели в диапазоне от средней по отрасли, до несколько высшей максимальной по отрасли (конечно не разово, а в динамике, во времени), при этом необходимо проанализировать и продукцию, и внутреннюю среду, и внешнюю среду, создать видение предприятия способного достичь поставленную цель и поставить частные цели и по достижению этого видения. 

Третий путь – проанализировать продукцию, внутреннюю среду и внешнюю среду, создать видение предприятия способного достичь максимальные социально-экономические цели, и поставить цели и по достижению этого видения. И определить какие именно социально-экономические цели можно достичь планируемыми изменениями, сравнить их с максимальными по отрасли.

Таким образом, основные второй и третий пути целеполагания стоят на показателях в трех областях: продукции, внешней и внутренней среды. Только имея эти показатели, можно определить адекватные цели предприятия и наиболее выгодные направления развития предприятия: развития продукции, внутренней среды (обеспечивающей выпуск продукции), внешней среды (обеспечивающей потребление продукции).

Особо следует отметить, что результат предприятия достигается не собственником, не руководителем предприятия, а трудом всего коллектива предприятия. Поэтому интерес к постановке и достижению максимально-достижимой цели должен быть у всех, и у руководителя предприятия, и у руководителей структурных подразделений всех уровней иерархии, и у каждого сотрудника. Каждый должен иметь свою производственную цель и интерес (мотив) к ее достижению, знать и свой личный предвидимый результат. 

Соответственно необходима не только разработка максимально-достижимой цели предприятия, но и разработка «дерева целей», максимально-достижимых целей, на всех уровнях иерархии предприятия. Но это далеко не простой и очевидный вопрос, это синхронная разработка дерева стратегий, дерева целей, самой организационной структуры (максимально соответствующей цели и стратегии предприятия), иерархических планов, бизнес-процессов, бюджетов. При этом и горизонты целей, и детальность планов их достижения, будут различны на разных уровнях иерархии [12]. Различна и стабильность целей и стратегий на разных уровнях. Цели и детальная стратегия нижних уровней, в максимальной степени зависящие от отклонений внутренней и внешней среды, краткосрочны и достаточно динамичны. Динамичны именно для того, чтобы обеспечить стабильность стратегии верхних уровней и достижение поставленной цели предприятия в изменяющихся условиях.

Мы уже отмечали, что именно предприятие, способное определять, ставить и достигать максимально-достижимые цели (естественно с соблюдением этических норм) и является эффективным предприятием. А сама эффективность – это способность определения, постановки и достижения максимально-достижимых целей. Возможно это только в том случае, если постановка максимально-достижимых целей идет по всей иерархии предприятия в двух встречных направлениях – сверху вниз и снизу вверх. На принципах и организации, и самоорганизации. И одна из основных задач организации – сформировать и поддерживать самоорганизацию.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023