Стратегия в менеджменте 2.2 Стратегия
Термин «Стратегия» применительно к менеджменту стал применяться сравнительно недавно, с 60 г.г. прошлого века. Однако организация больших промышленных корпораций претерпела значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления. Оливер Вильямсон [10] отдает честь осознания этого изменения и его важности Альфреду Чандлеру* (1962 г. ) [11]. Вильямсон отмечает, что «хотя деловая практика такого разделения управленческих функций на сорок лет опередила соответствующее развитие организационной теории, сейчас можно истолковать ее в терминах У. Эшби, показавшего, "что все адаптирующиеся системы, обладающие способностью качественно и количественно варьировать реакции, должны характеризоваться наличием двойной обратной связи. Количественные отклонения регулируются через первичную цепь обратной связи (через оперативное управление), в рамках наличествующих правил принятия решений. Качественные отклонения предполагают более длинную цепь приспособительных реакций, в ходе которых во второй (или стратегической) цепи обратных связей вырабатываются новые правила »[10].
«Суть стратегии - военной, дипломатической, в бизнесе, спорте или политике - состоит в том, чтобы выстроить позицию, достаточно сильную (и потенциально гибкую) для того, чтобы организация достигла поставленных целей вопреки всем непредвиденным вмешательствам внешних сил. Как у военных существует множество эшелонов стратегии (общая, региональная, полевая, стратегия пехоты и применения артиллерии), также и в любой другой сложной организации должна быть иерархия взаимосвязанных и поддерживающих друг друга стратегий (Vancil and Lorange, 1975; Vancil, 1976). Каждая из таких стратегий должна быть более или менее завершенной и соответствовать заданному уровню децентрализации. В то же время каждая из них должна быть согласована со стратегиями более высокого уровня… Эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цели (или задачи) деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [9].
Как видно из предыдущего раздела и приведенной цитаты, –политика –это, по определению [7], –«стратегия ведения войны в целом».
Политикой предприятия может быть, например, политика оперативного реагирования, политика изменения курса и реструктуризации, и т.д.
От того, какую политику примет предприятие, зависят и промежуточные стратегические цели, и вся его деятельность.
Опять же политика предприятия определяется в каждом конкретном случае, и целью предприятия, и соотношением сил предприятия и конкурентов, и внешней и внутренней обстановкой. При этом она иерархически определяется и конкретизируется по всем аспектам деятельности: финансам, производству, изучению рынка, инновациям, и т.д.
______________
*Чандлер, Альфред Дюпон мл. (1918) Chandler, Alfred Dupont, основоположник современной истории бизнеса, оказавший значительное влияние на развитие стратегического менеджмента.
[7]. А.И. Владимиров. Концептуальные основы Национальной стратегии России: политологический аспект. - Ин-т экономики РАН. - М.: Наука. - 480 с.
[9] Джеймс Брайан Куинн Стратегия перемен. В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
[10] Oliver Williamson, "Organizational Form, Residual Claimants, and Corporate Control", Journal of Law & conomics 26 (June 1983): pp. 351—366.
[11] Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge,Mass, MIT Press,1962
/div>