Стратегия в менеджменте 2.3 Стратегия ведения операций – программы мероприятий
Стратегия, как сказал в 1962 г. А.Чандлер - автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”[11].
Определение же стратегии Карла фон Клаузевица можно перефразировать и для менеджмента:
«Стратегия составляет план отдельных мероприятий и связывает с поставленной конечной целью ряд тех взаимоувязанных между собой действий, которые должны привести к ее достижению».
Т.е, по Клаузевицу, стратегия в менеджменте определяет план маркетинговых операций - программу мероприятий, которую должно проводить предприятие для достижения поставленной конечной цели. У Чандлера же цель стратегии –определение и достижение основных долгосрочных целей и задач. Т.е. стратегия должна также и определить основные долгосрочные (стратегические) цели.
Общее военной стратегии и стратегии в менеджменте в том, что военные рассматривают все возможные варианты и сценарии боевых действий, ведущих к победе, и выбирают наилучшую стратегию и управляющие также рассматривают все возможные варианты и сценарии соответствующих действий, ведущих к достижению поставленной цели, и выбирают наилучший. Общим является и то, что «В условиях высокой непредсказуемости лишь начало боя может действительно быть полностью установлено планом; течение его уже требует новых, вытекающих из обстановки указаний и приказов» [1]. Жизнь может потребовать как коррекции планов, так и самой стратегии.
А основная разница в том, что прежде чем решать основные вопросы стратегии (определение маркетинговых мероприятий и распределение ресурсов), необходимо определить сами стратегические маркетинговые цели предприятия.
___________________
[1] Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34.
[11] Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge,Mass, MIT Press,1962