ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(319)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1211)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Разработка и реализация эффективной стратегии. Стратегия предприятия

 
3. Практическая разработка и реализация эффективной стратегии предприятия
 
Стратегия предприятия включает принятые принципы деятельности, программы и планы деятельности на всех уровнях иерархии, выделенные ресурсы.
 
Стратегия предприятия в целом – это план достижения его социально-экономических результатов в длительной перспективе, в зависимости от отрасли, до 3-10 лет, это цели поставленные подразделениям верхнего уровня иерархии и выделенные им ресурсы.
 
Стратегия подразделений верхнего уровня иерархии – это планы по разработке, выпуску и реализации продукции, по повышению эффективности деятельности, это цели поставленные разрабатывающим, производственным и прочим подразделениям и выделенные им ресурсы.
 
И так до самого нижнего уровня иерархии.
 
Что можно сказать о планах подразделений разных уровней иерархии.

Предприятие в целом – это общие социально-экономические планы на несколько лет.
 
Верхний уровень иерархии. Планы разработки продукции строятся на время до завершения этой разработки, на месяцы (точнее даже до первых итогов от ее реализации, только тогда ясно как проведена разработка). Планы производства – на время жизни продукции, практически – это порядка года (далее модернизация или новая продукция).
 
Следующий уровень иерархии. Планы, например, разработки продукции распределяются между подразделениями разработки, конструирования, технологии. И сразу они не могут планироваться единовременно, так как каждый последующий зависит от результатов предыдущего.

Планы производственных участков зависят от результатов реализации, их актуальность практически от нескольких дней, до месяца.

Планы специалистов и рабочих еще более кратковременны.
 
Чем ниже уровень иерархии – тем короче горизонт планирования, но тем детальнее и конкретнее план. На самом нижнем уровне – это последовательность производственных операций.
 
Таким образом стратегия – это общие планы с большим временным горизонтом на верхних уровнях, в пределах которого невозможно дать сколь-нибудь точный прогноз поведения внутренней и внешней среды. Если же временной горизонт сократить, то невозможно строить и подготавливать перспективные планы по исследованиям, разработке, производству и реализации новой продукции. Собственно горизонт предприятия – это время от начала исследований по продукту, до завершения его жизненного цикла. И здесь достоверно не известно, будет ли он запущен в разработку, в производство, в реализацию, и будет ли принят рынком.
 
А конкретные производственные планы имеют малый временной горизонт в пределах которого можно достаточно четко спрогнозировать поведение внутренней и внешней среды. Если же временной горизонт расширить, склады могут быть завалены как готовой нереализованной продукцией, так и невостребованными производством материалами.
 
Разработка стратегии ведется сверху вниз – от общих планов к частным детальным. Реализация стратегии ведется снизу вверх, от частных результатов подразделений нижнего уровня иерархии к общим планам вышестоящих подразделений.
 
Посмотрим как на простейшем примере условного производственного предприятия с производством имеющим производственные цеха включающие производственные участки с руководителем и рабочими. Для упрощения примем, что производство само реализует свою продукцию, а продукция не очень сложная.
 
3.1. Декомпозиция, разработка стратегии
 
Здесь мы имеем следующие иерархические уровни со своими целями и планами.
 
1. Предприятие. Цель - экономические результаты. Рабочий план на 1-2 года, перспективный план до 5-10 лет.
2. Производство. Цель – заданная выручка от реализации готовой продукции при заданных затрачиваемых ресурсах. Рабочий план на квартал-год.
3. Цех. Цель - изготовленные по плану производства узлы, собранная готовая продукция. Рабочий план от одного дня до месяца. Перспективный план – месяц-квартал
4. Производственный участок. Запланированные цехом делали, собранные узлы, собранная готовая продукция. Рабочий план от одного дня до одной недели, перспективный не более месяца.
 
Если бы ситуация (внешняя и внутренняя) была ба полностью предсказуема, то никакой стратегии бы не потребовалось. Есть планы предприятия, например, на 5 лет, дается план производству на 5 лет, далее паны участкам на 5 лет, далее планы каждого работника на эти 5 лет.
 
Но это не позволяет осуществить неопределенность и непредсказуемость внутренней и внешней среды. Предприятие знает какие экономические результаты оно должно получить через 5 лет, но оно не знает даже, какую продукцию оно будет выпускать через 5 лет, какие у него будут кадры. Это зависит от огромного числа факторов.
 
Чем больше горизонт рабочего плана, тем более он экономически выгоден, но тем больший риск заполнить склады неиспользованными материалами и невостребованной готовой продукцией, и вероятностью не только потерять выгоду, но и получить убыток. И чем ближе уровень иерархии к конкретным необратимым производственным операциям, тем горизонт планирования меньше.
 
Возьмем производственный участок. Рабочий план дается только на тот горизонт, выпускаемая продукция которого с высокой вероятностью будет реализована. В противном случае склады будут завалены как неиспользованными материалами, так и невостребованной готовой продукцией.
 
Но если так, то зачем же производству давать рабочие планы на год? Ответ в том, что производство – это не только выпуск продукции, это и освоение новой продукции, это и перевооружение, переобучение, и т.д. И выделяемые на это производству ресурсы соизмеримы с ресурсами на сам выпуск продукции, и выделяются они примерно на год. А больше строить рабочие планы и невозможно: меняется продукция, меняются технологии.
 
Что будет, если план производства будет устанавливаться скажем на неделю. Известно, что ближние цели имеют приоритет перед дальними, и производство, для обеспечения своих ближних производственных целей (сознательно или не сознательно) может расходовать ресурсы на развитие. Только планирование на большие сроки (с возможной коррекцией количественной номенклатуры) позволит создать и реализовать рабочий план производства включающий и собственно производство, и развитие.
 
А что с горизонтами планирования цехов. Они меньше, чем у производства в целом – развитие – это прерогатива производства в комплексе, но выше, чем у производственных участков, так как цеха отвечают за поддержку оборудования, комплектацию, и т.д., на что им также выделяются средства, но уже помесячно или поквартально. Собственно на эти периоды и формируется рабочий план, опять же с возможностью коррекции номенклатуры.
 
Что касается предприятия в целом, то его рабочий план примерно соответствует времени разработки и освоения производства (включая его перевооружение) нового продукта плюс начало реализации продукта на рынке. Если бы рабочий план предприятия соответствовал периоду времени с полной определенностью (горизонту производственных участков), то не было бы никакого развития, не было бы новой продукции.
 
Рабочий план – это план, в соответствии с которым выделяются конкретные ресурсы, расходуемые на подготовку и проведению работ по разработке, перевооружению, организации на весь планируемый период. На перспективные планы ресурсы не выделяются. Перспективные планы становятся рабочими тогда, когда предшествующие рабочие планы показывают их реальность. Но они необходимы, поскольку указывают направление развития.
 
И отметим, что практически и предприятие, и каждое подразделение планирует работы подчиненным на меньший, чем у себя временной горизонт, но с большей конкретизацией. Соответственно, чем выше уровень иерархии, чем шире временной горизонт, тем дальше достигаемый результат и, соответственно, тем труднее изменять культуру. 
 

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023