Разработка стратегии предприятия. 2.5. Оценка качества принимаемого решения
Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №10 2011 г. с.58-66
Публикуется без сокращений
2.5. Оценка качества принимаемого решения
Оценка качества принимаемого решение это, как видно из предыдущего раздела, это оценка качества принятой стратегии по достижению поставленной цели. Качество принятой стратегии можно, конечно, как то оценить (по тщательности разработки, по возможным аналогам, по личному опыту оценивающего, по ее шагам в достижении поставленной цели, и т.д.), но окончательно правильность принятой стратегии может оценить только практика, и то, не всегда.
При этом самая лучшая стратегия на момент ее принятия, может оказаться совершенно не годной спустя некоторое время из-за сменившихся условий. Правильное решение, принятое сегодня, может оказаться неправильным уже завтра. Как уже и отмечалось, способность предвидения последствий принимаемого решения очень важна при принятии управленческого решения.
Качество принимаемых управленческих решений – это качество всей системы управления в целом, включая качественный мониторинг и эффективную систему исполнения принятых решений.
2.6. Иерархия управленческого решения
Кто на предприятии принимает решения? Вопрос не риторический и очень важный. На первый взгляд, может показаться, решения принимает руководитель предприятия, все остальные могут только подготавливать решения. На самом деле управляющие решения принимают все без исключения работники предприятия, каждый на своем уровне.
Если наша рука случайно коснется горячего предмета, то она тотчас отдернется от него, не дожидаясь нашего решения по данному вопросу. Но, в то же время, мы, при особой необходимости, можем заставить ее и взять горячий предмет.
Так должно работать и предприятие. Каждое подразделение, каждый работник должен анализировать внешнюю и внутреннюю ситуацию, контролировать ход своей деятельности и принимать решения, но, строго в рамках своей компетенции и полномочий. Вопросы, которые он не может или не компетентен решить, он передает на более высокий уровень. И так до уровня руководителя предприятия.
Такая иерархическая система принятия управленческих решений может успешно работать только при правильной иерархии и правильной системе делегирования полномочий. При недостаточном уровне делегирования полномочий вышестоящие уровни будут перегружены поступающим снизу потоком вопросов, требующих решения. При излишнем уровне делегирования полномочий на нижние уровни, возможно их некомпетентное и некачественное решение, а также и злоупотребления служебным положением.