Стратегия предприятия и его организационная структура 1.1.
1.1. Стратегия
Стратегия, как впервые сформулировал Карл фон Клаузевиц почти 200 лет назад, «есть использование отдельных кампаний для целей войны», а сама война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» [4]. Улисс Грант во второй половине XIX века говорит: «Стратегия - это такое использование ресурсов, которое с наибольшей вероятностью ведет к поражению противника» [5]. Аналогичную трактовку в 1941 году дает и сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт: «Стратегия — это искусство распределения и применения военных средств для осуществления целей политики» [6].
«Корпоративная стратегия - это паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, которого придерживается или к которому склонна данная корпорация, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намеревается предложить акционерам, наемным служащим, покупателям и обществу в целом...» [7].
«Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов … в бизнесе возникает иерархия стратегий от корпоративного уровня до уровня отдельных департаментов и подразделений. … Стратегия необходима тогда, когда вы имеете дело сумным оппонентом, ответные действия которого могут существенным образом повлиять на итоговый результат ваших действий. Эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи (или задачи) деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики. Поскольку стратегии определяют общее направление действий организации, их нельзя рассматривать как простое выстраивание программ под заранее поставленные цели. Эволюция целей также является неотъемлемой частью формулирования стратегии... [8]».
«Каждая деловая стратегия уникальна. Никакая стратегия не является сама по себе "правильной" или "неправильной", но всегда в определенном отношении. А потому и процесс оценки стратегии должен в большей степени ориентироваться на логику ситуации, а не на абстрактные рассуждения по типу "лучше всего"… Любая стратегия, прежде всего, имеет дело с выбором целей и задач» [9].
«Всякая стратегия - это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне зависимости оттого, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения в будущем или же извлекается из прошлого опыта» [5].
«Стратегия как искусство - как и само искусство - основывается на естественном синтезе будущего, настоящего и прошлого» [10].
«Теория стратегического управления не является областью точных научных изысканий – ни одна концепция стратегий не может быть универсальной для всех ситуаций» [2].
Т.е. стратегия это всеобъемлющее понятие, определяющее всю деятельность и перспективы конкретного предприятия в конкретных условиях на всех его уровнях, целый клубок взаимосвязанных вопросов рассматриваемых в динамике.
Проведя детальный анализ работ основоположников стратегии войны и менеджмента можно выстроить следующую циклическую стратегическую цепочку:
Цель предприятия >> Миссия >> Видение >> Программы действий >> Организационная структура, с единым циклом (таблица 1).
Таблица 1. Стратегическая цепочка.
Цель
|
Политики
|
Результат
|
Экономическая цель предприятия с точки зрения собственника
|
Политики определения рыночной сферы
|
Миссия
|
Определение предприятия, способного исполнять миссию
|
Политики по всем аспектам предприятия, в т.ч. внешним и инфраструктуры
|
Видение
|
Стратегические цели по реализации видения
|
Политики по каждой стратегической цели
|
Программы действий (мероприятий)
|
Создание организационной структуры, позволяющей реализовать программы мероприятий
|
Политики по организационной структуре
|
Организационная структура
|
Рассмотрим элементы этой цепочки подробнее. Рассмотрим элементы этой цепочки подробнее.
__________________
Версия для печати