Стратегия предприятия и его организационная структура 1.5. Политики
1.5. Политики создания видения предприятия
Видение, – это «Идеализированное представление желаемого и достижимого будущего состояния, то есть того, где и чем должна в будущем оказаться организация» [15]. Видение должно создаваться по всем аспектам инфраструктуры предприятия, и по каждому аспекту предварительно должна определяться соответствующая политика.
Основой видения должно стать видение того, как предприятие создает и продвигает свою продукцию, и не просто продукцию, а продукцию, которая будет обеспечивать потребности и ожидания потребителя лучше, чем продукция конкурентов, продукцию, реализация которой и обеспечит достижение экономической цели предприятия. Политика, – ориентация на клиента с учетом конкурентной рыночной обстановки.
Но это далеко не все. Если предприятие выпустило на рынок продукцию, пользующуюся уверенным спросом на рынке, это вовсе не гарантирует успеха в будущем. Устойчивое воспроизводство конкурентоспособной продукции обеспечивается не разовым успехом, а только наличием у предприятия корпоративной культуры, знаний, опыта и способностей, - ключевых компетенций, возможности их развития, что только и позволит обеспечить его конкурентоспособность и в ближней, и в дальней перспективах. «То обстоятельство, что знание стало главным, а не просто одним из видов ресурсов, и превратило наше общество в посткапиталистическое» [16]. Необходимо и видение того, как предприятие аккумулирует, развивает и создает свои компетенции в нужных ему областях. Политика, – постоянное воспроизводство компетенций.
Далее, очень важно видение коллектива предприятия, его становления и развития, коллектива, в котором сотрудники, выражаясь языком древней притчи, не «толкают эту проклятую тачку», а «строят храм». Коллектива, в котором устремления сотрудников максимально коррелированны с устремлениями предприятия в целом. Политика, – внутренняя и внешняя мотивация сотрудников на исполнение миссии предприятия.
Важными в формировании видения являются также политики взаимодействия с поставщиками, кредиторами, государством, - всеми сторонами вовлеченными в процесс создания и продвижения продукции. Политика, - обеспечение удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон бизнеса.
Существуют и многие другие аспекты видения, которые могут быть даже различны для различных предприятий (различными могут быть и соответствующие политики). Задача состоит в том, что бы «построить» такое видение предприятия, которое позволит максимально реализовать миссию данного конкретного предприятия в данных конкретных условиях, обеспечить его максимальную эффективность для достижения поставленной экономической цели в условиях имеющихся ограниченных ресурсов.
«Стратегическое видение - это драма, обретающая волшебную силу только тогда, когда вымысел и жизнь сплетаются в неразрывное целое» [17].