Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. Иерархия целей и стратегий
5. Организационная культура и постановка максимально достижимой цели
Цель, которую ставит предприятию собственник, внешняя для предприятия и его стратегии, она не является частью последней, однако входит в стратегию собственника, при этом стратегия предприятия является частью стратегии собственника, который может иметь несколько предприятий. Он ставит им цели, определяет принципы деятельности, распределяет между ними имеющиеся ограниченные ресурсы.
Поставленные собственником цели, принципы деятельности его предприятий и выделенные им ресурсы — это основной элемент стратегии собственника. Однако в одиночку он, не зная деталей деятельности предприятия, вряд ли сможет поставить их правильно. В то же время, если он просто спустит этот вопрос наемному руководителю, последний может поставить цели ниже и проще — их достижение легче обеспечить. Как говорил Белинский, без интереса нет цели, без цели нет деятельности. У собственника интерес есть — прибыль и рыночная стоимость предприятия, которые растут при достижении более высоких целей. Аналогично интерес должен быть
и у руководителя предприятия, и у топ-менеджеров, и у прочих руководителей. Тогда и они будут
ставить максимально достижимые цели себе самим и своим подчиненным, а те будут стремиться к их достижению.
Собственно, на это указал еще Ч. Бэбидж — он сформулировал принципы системы оплаты, гармонизирующей интересы рабочих и предпринимателей, которые не будут различаться, если доля заработной платы будет зависеть от прибыли предприятия и рабочий будет получать максимальную долю прибыли от применения любого усовершенствования, которое он придумал [9]. При этом, как он отмечал:
- каждый рабочий непосредственно заинтересован в процветании фирмы;
- работника стимулируют к сокращению потерь и устранению ошибок менеджмента;
- улучшается деятельность всех подразделений организации;
- только рабочие с высокой квалификацией и моралью «выживают» в такой системе.
В настоящее время эти положения нашли отражение и в английской системе договоров о производительности, и в системе Скэнлона,
и в некоторых других [10–13].
Можно сделать вывод: необходимо у всех руководителей и рядовых сотрудников создать интерес к постановке высокой цели для предприятия, сформировать у них внутреннюю потребность в ее достижении. Это вопрос мотивации. Как известно, мотивация — это постановка человеку цели, результат достижения которой является предметом удовлетворения его потребности и одновременно потребности организации, а также разъяснение их взаимосвязи. Данное определение касается как материальной мотивации (удовлетворения витальных потребностей), так и нематериальной (удовлетворения высших (духовных) потребностей). Самый очевидный материальный мотив — это оплата труда (что отмечал и Бэбидж), нематериальный — необходимость предприятия для развития общества, социальная значимость деятельности самого сотрудника, его миссия в обществе. «Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы... Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе» [14, с. 228]. Эти социально значимые цели должны быть раскрыты и заложены в миссии предприятия.
Однако материальная мотивация, как отмечалось, требует постоянного разъяснения, а «там, где нравственные законы прекращают свое действие, обществу не остается ничего другого, кроме как неустанно внушать индивиду, в сколь сильной степени он служит собственному благу, содействуя благу других» [15, с. 165]. Для того чтобы создать у сотрудника мотив к достижению поставленной ему цели, необходимо показать, что это принесет лично ему, или сформировать организационную культуру, направленную на достижение целей предприятия.
Одна материальная мотивация не может эффективно поддерживать деятельность человека: «Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны» [16]. Без внутренних принципов и норм, без осознания миссии у человека не будет своей принципиальной линии развития, его приоритетом станут лишь сиюминутные выгоды. Предприятие будет только местом, где работник получает деньги, и он без колебания уйдет, если в другом месте ему предложат больше, а если и не уйдет, то будет склонен к оппортунистическому поведению.
Мотивация тесно связана с организационной культурой. Организационная культура — это сформировавшиеся устойчивые нормы и принципы деятельности, направленные на достижение личных целей персонала и, при соответствующей мотивации, на достижение целей организации. Эти принципы должны соответствовать принятым принципам деятельности предприятия, и тогда нормы культуры станут частью личности человека и начнут действовать на подсознательном уровне.
Таким образом, невозможно ставить максимально достижимые цели предприятию, на котором отсутствует культура, направленная на достижение социально-экономических целей. В ее отсутствие первостепенным новым принципом предприятия должно стать ее создание — любой успешной компании необходимы самоорганизация и самоуправление, направленные на достижение ее целей, и первый пункт сильной стратегии — создание такой системы. Определение максимально достижимой цели может быть начато сразу после разъяснения сотрудникам новых принципов вознаграждения за труд (а вознаграждение — это все, что ценно для человека [17]) тогда, когда все работники поймут свой интерес и сформируют внутреннюю потребность в постановке и достижении максимальных целей. Цепочка постановки цели имеет следующий вид: собственник — руководитель — руководители подразделений — рядовые сотрудники. Существующая культура предприятия ориентирована на достижение ранее поставленных целей. Новая требуемая высокая цель может стать внутренней целью коллектива только тогда, когда он будет несоответствующим образом мотивирован.