Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Структура управления предприятиемПриведем, вначале, определения структуры, и структуры социальной, каковой и является структура любого предприятия, любой организации.
СТРУКТУРА (лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта (Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.)
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ - Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соц. групп, соц. институтов и отношений между ними (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 г.).
Таким образом, структура управления предприятием определяет внутреннее устройство предприятия, его строение, систему управления, и включает в себя следующие структурные компоненты.
1. Совокупность структурных подразделений
Совокупность социальных групп предприятия – это совокупность структурных подразделений предприятия, т.е. их номенклатура.
2. Взаимосвязи структурных подразделений
Номенклатура структурных подразделений сама по себе ничего не означает. Все структурные подразделения находятся в определенной взаимосвязи.
3. Взаимодействие структурных подразделений
Взаимодействие структурных подразделений осуществляется в процессе деятельности предприятия по достижению поставленной цели и определяется бизнес-процессами предприятия.
4. Отношения структурных подразделений, руководителей, работников
«Отношения внутри предприятия – это общественные отношения - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения носят безличные характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Порожденные деятельностью реальных людей, общественные отношения существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность» (И.Н. Андреева. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.). Отметим, имеются и проблемы структурных подразделений, определяемые тем, что социальная система стремящаяся к своему развитию, своей самостоятельности, своему превосходству над другими подразделениями. И это может приводить как к проблемам взаимодействия между подразделениями, так и проблемам с высшим руководством. Известны случаи, когда структурное подразделение, не удовлетворяясь возможностью своего развития, в полном составе (а то и вместе с отдельными специалистами других подразделений) уходит из предприятия, зачастую основывая свое собственное предприятие.
Структура управления предприятием фиксируется в следующих документах:
- Номенклатура структурных подразделений предприятия и их взаимосвязи указываются на организационной схеме предприятия.
- Взаимодействие структурных подразделений - бизнес-процессы предприятия фиксируются в регламентах предприятия.
- Отношения внутри предприятия фиксируются Положениями о структурных подразделениях и Должностными инструкциями руководителей и работников. Они определяют цели, полномочия, ответственность, – цели взаимодействия, полномочия сторон при взаимодействии, ответственность за результат.
- Персонально отношения внутри предприятия фиксируются в организационно-штатной расстановке.
Эти документы и определяют структуру управления конкретного предприятия – его организационную структуру.
__________________ Версия для печати
|
|