ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(76)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(32)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 22 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Система целей деятельности и развития предприятия

До настоящего времени в менеджменте не определено что является целью предприятия. Как отмечал лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт, «организации создаются для того, чтобы преследовать цели своих создателей» [Норт, 1997, с. 92]. Однако «цели организации не являются переформулировкой целей ее хозяев. Столь же неверно рассматривать эти цели как агрегированные предпочтения ее членов (работников)» [Петросян, 2015, с. 66]. И «теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [Петросян, 2015, с. 76]. Поэтому в настоящее время менеджмент предлагает искать не цель предприятия, а ряд целей, формулируемых собственником и руководством предприятия. Только при этом мы имеем не «систему целей», а отдельные зачастую противоречащие цели подчиненные личным интересам тех индивидов, которые их выдвигают. Соответственно и деятельность предприятия разнонаправлена и, «поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [Эмерсон, 2011, с. 45]. Как отмечали лауреаты Нобелевской премии по экономике 2016 года: «Вечное препятствие для человеческого сотрудничества состоит в том, что у людей разные интересы» [Hart, Holmström, 2016, с. 1].

В предприятии, базирующемся на рациональной бюрократии Макса Вебера, цель ставится директивно, свыше, и пронизывает всю иерархию предприятия в которой каждое действие работника должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации [Вебер, 2006]. С другой стороны Макс Вебер писал: «Любое хозяйствование в экономике обмена предпринимается и реализуется единичными субъектами с целью удовлетворения их собственных — идеальных или материальных — интересов. <…> решающая роль индивидуального интереса неизменна. Верно, что существует хозяйственное действие, чисто идеологически ориентированное на чужие интересы, но также верно и то, что масса людей так себя не ведет и, как показывает опыт, вести себя не может и поэтому не будет» [Вебер 2016, с. 248]. Любой наемный руководитель и рядовой работник, получая свыше директивную цель осуществляет ее декомпозицию на составляющие цели так, чтобы получить максимальные личные результаты, и в ближней перспективе. И это возможно в виду существенной ограниченности внешнего контроля, особенно при интеллектуальной деятельности, которая в наше время все больше доминирует даже у рядовых работников. В итоге четкая директивная цель направленная на развитие предприятия и спущенная свыше, превращается в множество частных целей отражающих не цель собственника, а, в основном, разнонаправленные краткосрочные цели наемных руководителей.

Таким образом сам термин «цель предприятия» имеет смысл только в том случае, если интересы участников деятельности, в первую очередь руководителей, едины.  Когда личные цели, которые они ставят, соответствуют сформулированным целям предприятия, обеспечивают не только текущие результаты, а и стратегическое развитие предприятия. А это зависит от сформированной ситуации в предприятии. Как писал Д. Норт: «Институты [«правила игры»] определяют взаимодействие между людьми, создавая структуру стимулов, управляющую человеческим поведением» [Норт 2010, с. 104]. А «Экономический механизм, по Гурвицу, задает множество выборов экономических субъектов и связанные с каждым из этих выборов результаты» [Измалков, 2008]. И необходимо создавать такую ситуацию, такую систему выбора, при которой персонал будет выбирать, выдвигать и разрабатывать цели, ориентированные на интересы предприятия, на его развитие. Проблема в том, что «Формальные институты могут быть изменены официальным решением, а вот то, как изменяются неформальные институты, мы все еще не вполне понимаем» [Норт, 2010, с. 81]. Необходимо понимать какие неформальные институты, какие механизмы деятельности, формируются по влиянием вводимых формальных институтов. И это основное «белое пятно» в менеджменте. Именно на его исследование были направлены наши теоретические исследования, которые мы были вынуждены проводить параллельно нашим практическим консалтинговым проектам.  И данная проблемы была нами успешно разрешена. Результаты наших исследований опубликованы в наших статьях 2010-2021 годов::

|Таблица ArticlesNew|

Для более подробной информации по системам целеполагания, заказу консалтинговых услуг создания эффективных систем целеполагания, достаточно позвонить по телефону  8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.


Литература

Вебер М. 2016. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Выс шей школы экономики.T. I. Социология.

Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1, С. 4–26.

Петросян А.Э. 2015. Природа организационных целей (концептуальный портрет в историческом интерьере) // Вестник Омского университета. № 3. С. 68–78.

Эмерсон Г. 2011. Двенадцать принципов производительности. Самара: Офорт.

Hart O.D., Holmström B. 2016. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advancedeconomicsciences2016.pdf.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024