ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(52)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Разработка регламентов предприятия

Организационная документация и регламенты

На первый взгляд кажется, что разработка организационной документации – это разработка Положений о структурных подразделениях, Должностных инструкций, Регламентов бизнес-процессов, введение их в действие приказом по предприятию, и вопрос закрыт. Однако все далеко не так просто.

Впервые мы приступили к разработке регламентов еще в 2006 году при подготовке компании медицинского приборостроения к сертификации по Стандарту менеджмента качества ISO 9000 органом сертификации TÜV SERT (Германия). Мы разработали весь комплекс организационной документации: Положения о подразделениях, Должностные инструкции, Регламенты бизнес-процессов в соответствии с этим стандартом. Сертификация прошла практически без замечаний, компания получила сертификат и начала поставки продукции в Германию. Тем не менее, деятельность компании все же во многом отличалась от предписанной организационными документами, а эффективность деятельности персонала была явно меньше должной. При этом ни мы, ни высшее руководство (собственники Компании), ничего не могли с этим поделать.

Организационная документация и эффективность деятельности предприятия

Далее по результатам этой работы и по результатам других наших консалтинговых работ мы поняли, что «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. Мы поняли, что суть вопроса не в организационной документации, а в организации эффективной документации в целом, такого построения организационной документации, при которой персонал будет иметь реальный интерес к следованию ее положениям. Нужно разрабатывать организационные положения и регламенты, которые будут обеспечивать внутреннюю мотивацию персонала на их использование. Однако и здесь выяснили, что персонал с интересом относится к тем регламентам, которые облегчают или сокращают его труд, но никак не к тем, которые повышают интенсивность и физического труда, и интеллектуального, сокращают время досуга. Другими словами, поняли, что изменение организационной документации: положений, инструкций, регламентов, бизнес-процессов, не приводит к существенному повышению эффективности деятельности предприятия. К сожалению, убедились и в том, что различные системы мотивации персонала так же не приводят к повышению эффективности. А потом нашли в литературе и теоретическое обоснование этому [Schneiderman, 1999; Norreklit, 2000; Вольчик, 2018] и результаты практических исследований [Хьюберт, Рамперсад. 2005]. Основная причина в том, что любая мотивация может быть направлена только на несколько показателей, не более 5-7, а реально их число практически неограниченно. При этом персонал направляет свои усилия на те показатели, которые мотивируются, и перестает направлять их на те, которые не мотивируются – наступает дисфункциональность деятельности персонала [Hart O.D., Holmström B. 2016] и ее эффективность при этом может только снижаться. А в отдельных случаях такая дисфункциональность может иметь даже трагические последствия. Здесь показательна катастрофа поезда Москва-Кишинев в 2014 году с большими человеческими жертвами. В результате ее расследования было выявлено, что «сложившаяся система поощрений и наказаний ремонтных бригад напрямую зависит от того, останавливается на время ремонта движение поездов или нет. При этом остановка движения или снижение установленной скорости влечет за собой снижение премиальных выплат (Владимир Маркин, представитель СК РФ)» [ИТАР-ТАСС, 2014].
Решение проблемы организационной документации

Решение этой проблемы может заключаться в организации общности интересов собственника предприятия и его коллектива. Когда весь комплекс организационной документации, все положения и регламенты построены так, что если они повышают результаты деятельности предприятия, то они соответственно повышают и уровень оплаты труда коллектива. Здесь есть достаточное число проблем, в первую очередь в том, что на результат предприятия оказывают влияние усилия сотен и тысяч людей, и просто так оценить результат каждого невозможно.

Соответственно первые организационные документы и регламенты – это те, которые обеспечивают направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия. Это уже институциональные регламенты, определяющие институт предприятия – «правила игры».

Институциональные регламенты

Основной принцип экономический науки заключается в том, что у человека доминирует личный интерес [Вебер, 2016, Барнард, 2009]. «Единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы <…> цель организации не имеет значения для отдельного человека» [Барнард, 2009, с. 44, 86–87]. Его деятельность направлена на достижение личных интересов и целей. Для того, чтобы человек действовал в общих интересах, эти общие интересы должны стать его личными интересами. Здесь в предприятии должны действовать следующие институциональные регламенты: человек в предприятии должен иметь возможность сам ставить общие цели совместной деятельности – они должны ставиться коллегиально. Коллективно достигаемые результаты должны распределяться между участниками деятельности коллегиально. Следующий базовый принцип заключается в том, что собственник формирует рамки бизнеса своего предприятия: сферу его деятельности, вид продукции и ее потребительские качества, основные средства достижения целей. А также то, что набираемый персонал должен принимать эти рамки бизнеса, в своей производственной деятельности не выходить за эти рамки. Только эти три базовых институциональных регламента, действуя совместно обеспечивают то, что человек имеет свободу в этих принятых рамках (полная свобода – это анархия [Франкл, 1990]), поставленные самим человеком общие цели деятельности одновременно являются и его личными целями. Система институциональных регламентов, построенных на этой базе, и методика разработки соответствующей организационной документации описана в наших статьях [Жемчуговы, 2022, 2023]. Она обеспечивается приведенной в них единой рекурсивной процедуре разработки Положений о структурных подразделениях, Должностных инструкций, Регламентов бизнес-процессов, а также и всех других необходимых организационных документов: регламентов целеполагания и оценке деятельности подразделений, регламентов бюджетирования, и др.

В целом разработка организационной документации любого предприятия включает:

  • Разработку Положения о целеполагании, оценке деятельности структурных подразделенийрных подразделениях и положений о структу. Будь то директивное целеполагание и фиксированная оплата труда при бюрократической организации или коллегиальное целеполагание и распределение результатов деятельности.
  • Рекурсивную разработку отмеченных выше положений о предприятии в целом и его структурных подразделениях включающих все необходимые регламенты.

В этом плане, в ходе 15-летнего кпроведения практических онсалтинговых проектов с паралленным проведением теоретических исследований, мы опубликовали следующие завершающие следующие работы:

А итогов наших работ является статья «Организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: единая рекурсивная практическая методика»  PDF , (краткая версия статьи  PDF ).

Можно отметить, что применение этой методики для разработки регламентов предприятия позволяет существенно сократить и наши трудозатраты, и трудозатраты руководителей предприятия. Максимально повышают результативность предприятия при минимальных затратах.  Так стоимость разработки такой полной и единой системы регламентов, обеспечивающей максимально возможную эффективность деятельности предприятия, составляет всего:

  • 40–260 тыс. руб. для малых предприятий (до 100 человек),
  • 100–600 тыс. руб. для средних предприятий (100–250 человек),
  • и от 300 тыс. рублей – для крупных (от 250 человек).

Для более подробной информации по организации деятельности предприятия - разработке и внедрении необходимых регламентов, достаточно позвонить по телефону  8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.

__________________________

Список литературы

Барнард Ч. 2009. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН.

Вебер М. 2016b. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.T. I. Социология.

Вольчик В.В. 2018. Восхождение метрик // Теrrа economicus. Том 16. No 4. С. 6–16.

Грейф А. 2018. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2022. Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II). Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2023a. Современное предприятие: организация или самоорганизация? // Менеджмент сегодня. № 2.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. 2023b. Полная организация предприятия, обеспечивающая максимально достижимую эффективность: практическая рекурсивная методика. (готовится к печати).

ИТАР-ТАСС (Информационное телеграфное агентство России), 1994 // Электронный ресурс http://tass.ru/proisshestviya/1225550.

Франкл В. 1990. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс.

Хьюберт К. Рамперсад. 2005. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес».

Hart O.D., Holmström B. 2016. Contract Theory. Scientic Background on the Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel. https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf.

Norreklit H. 2000. The balance on the balanced scorecard a critical analysis of some of its assumptions. Management Accounting Research. No. 11(1). P. 65–88.

Schneiderman A.M. 1999. Why balanced scorecards fail. Journal of Strategic Performance Measurement, Special Edition. P. 6–11.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024