Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Предприятие с удаленной работой
Текст приведен с сокращением. Полный текст в формате PDF .
Предприятия с удаленной работой (мануфактуры) зародились ещё до прихода капитализма с их фабриками и постоянными рабочими местами. Проблема мануфактур заключалась в полном отсутствии контроля, как со стороны группы (работали индивидуально), так и работодателя. При этом не удавалось достичь того, чтобы надомники работали полную рабочую неделю. Достичь этого удалось только угрозой увольнения за прогул при работе уже на фабрике [Розенберг, 1995]. В настоящее время ввиду коллективного характера труда вопрос ещё более серьезен. Удаленная работа не обеспечивает тесных взаимоотношений участников деятельности, что создает большие проблемы и при формировании доверительных отношений в коллективе, и контроле со стороны коллектива, и сроках, и качестве работ. Здесь во многом помогают современные телекоммуникационные технологии — но они не могут полностью заменить личное общение. И здесь необходима организация именно партнерской деятельности, ориентированной на общий результат. Необходимо создавать условия для контактов удаленных работников, организовывать и личные встречи — личный контакт.
Таким образом, удаленная работа, при наличии определенных экономических плюсов, имеет и свои минусы, особенно в социальном плане, который, однако напрямую связан с экономическим. Увеличивается асимметрия информации: каждый работник — это уже специфический неподконтрольный актив с проблемами замены, увеличивается величина остаточных прав контроля активов. Как отмечал Розенберг: «угрозой увольнения за прогул можно было понудить фабричных работников к регулярной работе в течение полной рабочей недели, чего не удавалось достичь с надомниками, привыкшими работать только часть недели» [Розенберг, 1995]. Предприятие с удаленной работой является обособленным с точки зрения собственника, но не обособленным от домашних хозяйств персонала. В связи с этим ценность для них досуга намного выше, чем при работе на территории предприятия, и они будут уделять досугу больше внимания. Производительные силы при удаленной работе будут несколько менее эффективны. Ограниченность непосредственных контактов, дарообмена, духовных отношений, единого коллектива, взаимного внутреннего контроля, и то, что каждый удаленный работник является отдельным субъектом деятельности, ещё более снижает эффективность. Так что удаленная работа с точки зрения производительных сил имеет и существенные минусы. Труд персонала будет приближен к труду в домохозяйстве с ориентацией на удовлетворение потребностей.
В таких условиях очень ограничена работа персонала на фиксированном окладе. Эффективна только оплата по результату, а оптимальна — по конечному результату, получаемому предприятием от деятельности персонала — на принципах партнерской организации. И надо понимать, что сформировать коллектив как единую социальную общность, как команду, при удаленной работе намного сложнее, но возможно. Современные средства телекоммуникации при соответствующей организации позволяют это осуществить. При этом всё же желательно организовывать и личное знакомство, и иногда личные встречи — живое общение полностью заменить невозможно. [Жемчуговы, 2020].
__________________ Версия для печати
|
|