2. Традиционное, харизматическое и легальное (бюрократическое) господство
Макс Вебер так определяет господство: «Господство (Herrschaft) – вероятность того, что некоторая группа людей будет повиноваться некоему приказу (или приказам). То есть это не любая возможность реализации власти или влияния. Господство («авторитет») в этом смысле выражается в подчинении, которое каждый раз может побуждаться разными мотивами – от простой привычки до чисто целерациональных соображений. Каждому подлинному отношению господства свойствен определенный минимум желания подчиниться, а следовательно, внешней или внутренней заинтересованности в подчинении» [Вебер, 2016]. Фактически господство определяет возможность управления одним человеком деятельностью других людей в его личных интересах другого – в интересах управляющего.
Макс Вебер различал следующие три вида господства: традиционное, харизматическое и легальное, которое наиболее полно выражено в бюрократическом.
Харизматическое господство (charismatische Herrschaft) – господство, обусловленное преклонением перед харизматическим господином и подчинением ему, легитимное лишь постольку и до тех пор, поскольку и пока его личная харизма значима, ибо подтверждена, т. е. признана и востребована учениками, соратниками и приближенными [Вебер, 2016]. И если учесть его следующее определение: «“Капиталистическим” хозяйственным действием прежде всего должно считаться такое, которое основано на ожидании прибыли путем использования возможностей обмена, т. е. возможностей (формально) мирного приобретения. Формально или на деле насильственное извлечение дохода следует своим особым законам, и нецелесообразно подводить его под одну категорию с действиями, ориентированными на возможность получения прибыли посредством обмена» [Вебер, 1990, с. 48], то понятно, что харизматическое господство не обеспечивает «стабильности социальных позиций для его соратников и приближенных; не обеспечивает объективную необходимость приспособления организации и штаба управления к нормальным будничным потребностям и условиям руководства. … Особенно это касается принципов администрирования и правоприменения: важно приспособление штаба управления и управленческих принципов к экономическим условиям повседневной жизни» [Вебер, 2016]. Харизматическое управление необходимо на стадии зарождения и становления предприятия, но оно не обеспечивает приносящей прибыль повседневной рутинной деятельности. Соответственно при становлении предприятия «главной задачей является переход от харизматического штаба и харизматических принципов управления к повседневным» [Вебер, 2016]. И этот переход от харизматического господства к легальному бюрократическому неизбежен и объективен.
Следующие два основных видах господства Макс Вебер определял так [Вебер, 2016]:
-
Легальное господство (legale Herrschaft) – господство, которое основано на вере в легальность зафиксированных в формальных актах порядков и прав распоряжения, принадлежащих тем, кто призван к господству на основе этих порядков. Наиболее полно легальное господство реализуется в бюрократии.
-
Традиционное господство (tradizionelle Herrschaft) – господство в случае, если его легитимность опирается на веру в святость пришедших из прошлых времен («издревле существующих») порядков и господских прав. Оно является определяющим в малых семейных, кооперативных, предприятиях, и неформальных социальных группах.
__________________