Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


6. Реальная производственная деятельность человека. 6.1. Макс Вебер


По Максу Веберу производственная деятельность человека в предприятии может осуществляться следующими путями [Вебер]:

  1. целерационально, т. е. посредством расчета человека на не принадлежащие ему ресурсы и средства производства, и определенное поведение других людей, которые тем самым используются им в качестве внешних (по отношению к нему) «условий» или «средств» реализации собственных рационально поставленных и взвешенных целей;
  2. ценностно-рационально – благодаря сознательной вере в безусловную этическую, эстетическую, религиозную или как угодно еще толкуемую само ценность определенного поведения чисто как такового независимо от его результата;
  3. аффективно, в частности эмоционально, т. е. воздействием на его действия непосредственных аффектов и эмоциональных состояний;
  4. традиционно, т. е. силой укоренившейся привычки.

В современных предприятиях основные виды деятельности это целерациональная, в существенно меньшей степени – ценностно-рациональная, а аффективная и традиционная деятельность могут на уровне подсознания сопровождать любой из этих видов деятельности. Рассмотрим целерациональность и ценностную рациональность.

По Максу Веберу «Целерациональность (Zweckrationalität) – свойство действия, которое организуется путем расчета на определенное поведение предметов внешнего мира и других людей, которые тем самым используются действующим индивидом в качестве «условий» или «средств» реализации собственных рационально поставленных и взвешенных целей» [Вебер]. При этом люди входят в социальные отношения, которые объединяют и связывают их. Максу Веберу назвал такое объединением целерациональным обобществлением. При нем «установка социального действия базируется целерационально мотивированном компромиссе интересов.

Типичной основой обобществления может быть особенно (но не только) рациональное соглашение, гарантируемое взаимными обязательствами. Тогда обобществленное действие в случае рациональности ориентируется целерационально, т. е. на ожидание лояльности партнера». А сам «процесс обобществления означает комплексное включение индивида, его намерений и взаимодействий в более крупные общественные контексты и связи, и происходит это или посредством поощрения его интереса …, или посредством осуществления власти, т. е. принудительно. Приспособление к общественным представлениям, институтам и силам может, таким образом, вполне соответствовать собственным интересам индивида и быть средством достижения целей его деятельности22» [Вебер].

При этом «Обобществление – часто только компромисс противоположных интересов, когда по договоренности исключается (или делается попытка исключить) часть предмета или орудий борьбы, но сама противоположность интересов и конкуренция за возможности остаются» [Вебер].

В предприятии социальная группа, как объект деятельности, создаваемая естественным отмеченным Максом Вебером обобщестлением, базирующиеся на компромиссах руководителя и подчиненного. Ведь «Чем определяются условия переговоров? … Крозье “помещает переговоры между двумя партнерами в их естественное окружение”23. Таковым является для него организация. “Власть не существует сама по себе. Отношения власти устанавливаются только тогда, когда обе стороны, по крайней мере временно, интегрируются в организованный ансамбль”» [Спиридонова, 1997, с. 45].

Макс Вебер также отмечает: Обобществление (Vergesellschaftung) – социальное отношение, если и поскольку установка социального действия внутри него базируется на рационально (ценностно или целерационально) мотивированном компромиссе интересов или на точно так же мотивированном объединении интересов. Обобществление есть концептуальная противоположность такому социальному отношению, как общность, представляющему собой не рационально, а иногда ценностно-рационально, но, как правило, традиционно или аффективно порожденную «совместность» участников, их общую принадлежность чему-то. … это идеальные типы, и в реальных социальных группах и организациях всегда проявляются черты и одного, и другого отношений.

Общность, отмеченная выше базируется не на компромиссе противоположных интересов, а на «Ценностной рациональности (Wertrationalität) – свойстве действия, которое ориентировано ценностно-рационально, т. е. благодаря сознательной вере в безусловную этическую, эстетическую, религиозную или как угодно еще толкуемую самоценность определенного поведения чисто как такового независимо от его результата24».

Изложенное показывает, что общность определяет первичные социальным группы с общностью интересов, а обобществление – компромиссные социальные группы с противоположностью интересов руководителя и его подчиненных. Это вопрос будет рассмотрен в подразделе 3.3 главы IV.
______________

22 «Если союз выгоден, то он совершится в силу личного интереса, самого могущественного, постоянного, единообразного, всеобщего принципа, чтобы там ни говорили его противники» [Бастиа, 2007].
23 Crozier M. La Société bloquée. P. 36.
24 Поведения, «содержащего этические и эгалитаристские мотивы» [Вебер, 2016] – мотивы, не связанные в внешней властью.


 

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025