ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(87)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(33)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Современная организация: мотивация, культура, власть. 6. Социальная организация

6. Социальная организация

Человек только потому и стал человеком, что осуществляет свою деятельность в группе, и добивается при коллективной деятельности таких достижений, которые невозможны при изолированной деятельности людей.

Первичная (экспрессивная) группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Их предназначение удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию, экспрессивная группа создается для удовлетворения эмоциональных потребностей ее членов. [17]. Деятельность группы «является просто экспрессивной и не имеет цели, содержит не представление о последующем завершении, но заключает конец в себе самом» [18]. В данном случае ценность для человека заключается в самом наличии такой группы, человек удовлетворяет в ней свои высшие потребности, заинтересован в долгосрочном существовании и развитии группы – у членов такой группы имеется инстинкт группового самосохранения.

Экспрессия (выразительность, яркое проявление чувств, настроений) – это внешнее проявление личности - внешнее «Я» личности, выражение духовного мира человека. В экспрес­сивном внешнем «Я» отражены устойчивые индивидно-личностные особенности (возраст, пол, статус, качества личности) и ее динамические характеристики (эмоцио­нальные состояния, отношения и т. д.). Экспрессия может рассматриваться, также и как средство отождествления личности с определен­ной группой, общностью, культурой. [19].

Вторичная (инструментальная) группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Они необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а деловым. В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков [17]. И если поставленные цели достигнуты, то никакой надобности в данной группе далее просто не существует. Соответственно инстинкт группового самосохранения в данном случае отсутствует.

Коллектив - если между индивидами вторичной группы складываются достаточно устойчивые эмоциональные отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу [17]. Точнее новый тип группы, у которой имеются и цель деятельности, и устойчивые эмоциональные взаимоотношения. Маргарет Филлипс (1965) считает, что инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на ее успех. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы [17]. «В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе» [20].

Соответственно вопрос руководства группой включает два аспекта «ориентированный на задачу», и «ориентированный на межличностные отношения» [20], рациональное и социальное управление, их единство и противоположность. В одних случаях требуется больше рациональности, в других больше социальности. Основная проблема – что делать со слабыми членами, не дающими рационального эффекта группе, но дающими экспрессивный результат? Их исключение из группы, теоретически, повышает производительность, но снижает удовлетворенность трудом в группе, а поскольку в группе все взаимосвязано это может практически отрицательно сказаться и на производительности. И коллектив зачастую сам решает, кому быть, а кому не быть в коллективе. Причем это может касаться даже и лидера, и формального руководителя.

Такая группа, обеспечивающая и рациональные и эмоциональные потребности, для которой ценностью являются и результаты совместной деятельности и эмоции в процессе деятельности, и сам человек - является коллективом.
Галина Михайловна Андреева - основательница советской социальной психологии так описала три слоя коллектива «В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив» [20]. Дополним, что в этом высшем слое обеспечиваются не только единые цели групповой деятельности, но и единые нормы, принципы, идеалы. «К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций» [20].

«Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи» [20]. Вопрос не просто в том, что группа совместно выполняет какие либо работы, вопрос в принятии всеми членами группы единых социально значимых целей групповой деятельности - не сиюминутных достижений каких либо результатов, а единого направления деятельности, развития группы в принятом направлении. Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе [20].

«Чтобы создать институт (социальный – прим. авт.), вы должны разными способами наполнить повседневное поведение людей смыслом и целесообразностью долгосрочной перспективы» [21]. Человеку мало поставить формальную текущую цель и показать вознаграждение за ее достижение. Человек ориентирован на значимые идеи, серьезные коллективные свершения в долгосрочной перспективе. Роль четкой постановки целей, ради которой должна работать [организация], в формировании новой практики не так уже велика. Образность − вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным. Организация – это система, состоящая из идей, смыслом которых необходимо управлять [21].

При этом консолидирующее влияние, обеспечиваемое и наличием общей цели, идеи, и экспрессивной составляющей, и наличием долгосрочной перспективы развития и группы, и ее членов, максимально. В этом случае инстинкт группового самосохранения значительно усиливается, ее члены готовы идти даже на самопожертвование ради своей группы. Выживание и развитие такой группы – насущная задача всех членов группы. Она проявляется и в рациональной форме, исходя из трезвого расчета, и в инстинктивной на подсознательном уровне.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024