Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Парадигма предприятия. Базис

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2016 г.
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
(1) Базис парадигмы предприятия

Любое предприятие – это социально-экономическая организация, и производственные, социальные и экономические отношения пронизывают любое предприятие, они являются основой его деятельности, базисом. И от того, как будут выстроены эти отношения, в первую очередь и зависит эффективность предприятия. Разработка базиса парадигмы предприятия – это 1-й шаг с которого начинается разработка современного эффективного предприятия. И этот шаг включает разработку следующих основных экономических и социальных отношений, как внутри, так и вне предприятия [1]:
  • Социально-экономические отношения – отношения собственности на средства производства и результаты деятельности предприятия.
  • Производственно-экономические отношения – экономические отношения предприятия и его сотрудников, потребителей и других заинтересованных лиц.
  • Производственно-социальные отношения – неэкономические отношения в ходе производства.
  • Социальные отношения – непроизводственные человеческие отношения как внутри предприятия, так и вне его.
И именно с определения этих отношений (разделы 1.1 – 1.4) начинается разработка современного эффективного предприятия.

1.1. Социально-экономические отношения

В настоящее время во всех сферах доминирует частная и государственная собственность: отчуждение средств производства и результатов предприятия от его наемного персонала. Предприятия же без наемного персонала практически отсутствуют. Исключение, пожалуй, - это чисто семейный бизнес и некоторые подобные. И это аксиома современного менеджмента. Но именно это и обуславливает основное противоречие между собственником предприятия и его персоналом: основным мотивом деятельности сотрудников при этом является не интересы предприятия, не производимая ими продукция, а получаемое ими вознаграждение. 

Решение этой проблемы начинается с изменения социально-экономических отношений, с долевого распределения достигнутого результата между предприятием и коллективом, между прибылью и средствами, идущими на оплату труда. Начинается с того, что сотрудники начинают работать на свой личный вклад в результат предприятия. 

Итак, в первую очередь, необходимо изменить социально-экономические отношения, которые должны стать следующими:
  • Законодательно отчужденная собственность на средства производства и достигнутые результаты предприятия (этого предприятию не изменить). 
  • Долевое распределение результата предприятия от реализации продукции между предприятием (прибыль) и коллективом (средства оплаты труда) закрепленное локальными актами предприятия.
Регулирование трудовых отношений внутри предприятия осуществляется локальными нормативными актами предприятия, содержащими нормы трудового права не противоречащих законодательству. В данном случае наибольший мотивирующий эффект дает закрепление долевого распределения результата от реализации продукции в двухстороннем акте предприятия и коллектива - в коллективном договоре.

Основные организационные документы, закрепляющие требуемые социально-экономические отношения это:
  • Коллективный договор.
  • Законодательство
Приведенные социально-экономические отношения определяют только сам принцип определения средств оплаты труда, а их «распределение» внутри коллектива определяется уже производственно-экономическими отношениями внутри предприятия. 

Введение <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 1.2. Производственно-экономические отношения
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025