Приведенная парадигма современного предприятия имеет ограниченный не-обходимый и достаточный набор ключевых положений и строгую многоуровневую структуру, на верхнем уровне которой находится базис: принятые на пред-приятии отношения (1), и надстройка: формальную организацию (2) и неформальную организацию (3). Это и три главных составляющие парадигмы, и три основных шага ее разработки и внедрения:
(1) Определение социальных, экономических и производственных отношений.
(2) Разработка организации и системы управления предприятия.
(3) Формирование неформальной организации.
Три необходимых и достаточных шага, правильное проведение которых обеспечивают максимальную эффективность предприятия. Причем первые два шага – это разработка, а третий шаг – это внедрение, которое обеспечивает то, что разработанные на первых двух шагах формальные положения становятся принципами и нормами деятельности коллектива, становятся артефактами организационной культуры коллектива. Создание такой парадигмы достаточно сложно, но реально и известно, в ограниченном виде, на некоторых предприятиях. Известны подобные положения и за рубежом [1]. Создание и внедрение такой парадигмы объективно необходимо для повышения эффективности наших предприятий. Для того чтобы наша экономика, наш уровень жизни, достигли уровня передовых стран и превзошли его.