Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Социо-кибернетическая модель организации. 7. Возможности
Функционирование подобной модели в различных вариантах и условиях раскрыто в статьях [15, 16]. Модель может анализировать целеполагание, разработку и развитие стратегии (целей, политик, программ и планов) с ее фиксацией, начиная с самого верхнего уровня иерархии до самого нижнего, со встречным потоком замечаний и уточнений снизу вверх. Анализировать реализацию стратегии начиная с самого нижнего уровня с занесением фактических результатов в систему управленческого учета (доступную и всем верхним уровням), разработку и реализацию корректирующих и предупреждающих действий при обнаружении плановых результатов от фактических и отклонениях внутренней и внешней среды (рис.1). Анализировать модель при различных вариантах делегирования полномочий и децентразизации, моделировать различные виды оплаты труда и мотивации, анализировать формирование и направленность организационной культуры.
На этой модели четко видны два потока управления – нисходящий (субординация) и восходящий (реординация), проходящие через все уровни иерархии сверху донизу, на рисунке они изображены двунаправленными линиями (рис.2). На самом верхнем уровне, уровне собственника, у него чаще всего только один подчиненный – руководитель организации, но иногда собственнику подчиняются и другие (например, контрольно-ревизионные, учетные). Ну и отметим, что на верхнем уровне может быть и совет акционеров.
Можно отметить, что приведенная социо-кибернетическая модель не имеет отдельной управляющей системы и управляемой системы. Каждое структурное подразделение, каждый рядовой член организации, в одних условиях является управляющим, а в других управляемым. «Социо-кибернетический подход отмечает ограничения централизованного метода управления, заявляя, что больше не существует одной независимой структуры управления» [17]. В данной модели управлением занимается каждый руководитель и каждый сотрудник организации, каждый на своем месте.
Таким образом, данная модель функционирует как кибернетическая, обеспечивая управление по принципам прямой и обратной связи с разной глубиной их контуров, при серьезных отклонениях - вплоть до глубины на всю иерархию организации. И как социальная, обеспечивающая соответствие организации и среды, развитие и организации, и среды. Учитывает личностные характеристики своих членов, их неформальное взаимодействие. Данная модель также соответствует базовой эталонной модели открытой организационной структуры [14].
На самом нижнем уровне рядовые сотрудники, управляющие производственным оборудованием (которым может быть и станок с ЧПУ, и лопата, и карандаш с бумагой). На вход производственного оборудования подаются исходные материалы (в т.ч. и информация), на выходе мы получаем продукцию. Это уже кибернетическая модель с обратной связью по выпускаемой продукции. Данная модель оперирует не только информацией, а и другими материальными и нематериальными потоками, может моделировать реальную деятельность организации, а не только информационные потоки.
Кроме того, данная модель может быть основой корпоративной информационной системы, обеспечивающей решение вопросов целеполагания и стратегии, реализации стратегии, подготовки принятия управленческих решений. Для этого требуется всего несколько модулей одинаковых для всех уровней иерархии:
- Целеполагания и стратегии.
- Управленческого учета и выявления отклонений.
- Внешней среды.
- Внутренней среды (включающей и формальную организацию, и организационную культуру).
Предлагаемая социо-кибернетическая модель жизнеспособной организации достаточно проста, но отвечает основным требованиям к модели социальной организации имеющей специфику вытекающую из целей людей, отношений между людьми, в которой непременно возникают и внутренние цели не связанные с поставленной организации внешней целью. Это единая и неразрывная модель охваченная сетью прямых и обратных связей и по результату, и по внутренней и внешней среде, которая, в тоже время, позволяет моделировать и отдельные элементы системы.
__________________ Версия для печати
|
|