2. Организация и ее члены
Любая организация - это организация людей (индивидов, членов), каждый из которых также имеет цели и свои функции в обществе и организации, членом которой он является, имеет также, по нашему мнению, свои собственные цели системы и цели-задания. При этом, как мы считаем, все, что отмечалось в первом разделе применительно к организации можно отнести и к человеку.
Основное различие в том, что если организация принимает цели-задания в основном добровольно, то, поскольку она приняла соответствующее обязательство, она раздает цели-задания своим членам директивно. Поэтому, если конфликты целей-заданий и целей системы у организаций в основном отсутствуют, то у членов организации этот вопрос встает очень серьезно. Решение его заключается в мотивации, в частности через гражданские мотивы, долг, интересы коллектива, и т.д. Но все же главным способом настроя работников на выполнение своих целей-заданий служит гармонизация их со своими целями системы, что обеспечивает принятие целей-заданий индивидами как собственных целей системы, что бы индивид четко понимал, что достигая цели-задания, он бы достигал и личных целей системы. Роль мотивации состоит в соединении интересов и целей системы каждого члена организации с целями, задаваемыми организацией, а затем и с целями общества. Главное, на что надо обращать внимание – на мотивацию топ менеджеров, а также всех управляющих, которым делегируются существенные полномочия.
Второй возникающий вопрос касается формирования целей-заданий внутри организации.
В конечном итоге, работа по достижению цели организации осуществляется конкретными людьми на своих рабочих местах. Однако им задается не цель-задание организации, а та конкретная цель-задание, которую каждый из них должен достичь. Т.е. цель-задание организации многократно делится на цели-задания структурных подразделений организации всех уровней иерархии и, в конечном итоге, на цели-задания конкретных исполнителей. А в каждой точке деления возможны искажения и потери, исходное содержание цели может размываться и, даже, искажаться и теряться.
Третий возникающий вопрос касается формирования целей-заданий самой организации.
Он заключается в том, что если функция организации может быть сформулирована относительно просто, то цель-задание, требующее единой конкретной количественной оценки сформулировать довольно трудно, а порой и невозможно. Чаще всего из видения цели-задания формируется несколько частных целей-заданий, при этом может случиться так, что все эти частные цели достигнуты (иногда просто с помощью манипуляции с цифрами), но конечная цель, которую не удалось четко и измеримо сформулировать, так и осталась достигнутой.
Цели-задания и цели системы – общественные и личные имеют различную природу и не могут совпадать полностью. Только на заре человечества потребности общества и индивидуума были близки, с увеличением же разделения труда они расходятся дальше и дальше. В крупном производстве рабочий зачастую даже не знает, для чего он изготавливает заданную ему деталь, и у него не может быть никакой личной потребности в данной детали.
В целом объективно закономерно неполное совпадение даже двух пар целей: общественных и коллективных, коллективных и личных. Кроме того, система целей, описанная выше реально сложнее, так например, руководитель структурного подразделения имеет две цели-системы: цель системы подразделения и свою личную цель системы.
В целом же возникают следующие основные конфликты целей.
- Конфликт целей-заданий учредителя организации и общества.
- Конфликт целей-заданий учредителя организации и целей системы организации.
- Конфликт конечной и частных целей-заданий организации.
- Конфликт целей-заданий на разных уровнях иерархии организации.
- Конфликт целей системы руководителя подразделения и самого подразделения.
- Конфликт целей-заданий и целей системы подразделения, работника.
Организация, как таковая, является местом встречи многих различных зачастую противоречивых целей, организация соединяет их в некоторое относительно согласованное и гармонизированное единство.
Задача управления организацией во многом состоит в устранении и разрешении противоречий - как внутриорганизационных, так и внешних. Основная задача состоит в создании единства и гармонизации разнородных целей, как на уровне организации, так и на всех ее структурных уровнях, в гармонизации разнородных целей таким образом, чтобы достижение одной было средством достижения другой и обратно.
И вообще, «организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей» [1].
Отметим еще один момент. Если, в принципе, формальное подразделение может включать работников разной целевой направленности, то в неформальных группах, которые всегда существуют в любой организации независимо от желания руководства, при этом «совпадение целей групповой деятельности есть в то же самое время и высший уровень ценностного единства группы, поскольку сами цели совместной деятельности есть также определенная ценность. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования» [2].
Неформальные группы также вносят свой «вклад» в систему целей организации, однако, как представляется, их роль не так значительна как роль формальных подразделений.