О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.01.2012

Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия

Девяностые годы прошлого века охарактеризовались резким падением эффективности (если не сказать более жестко) государственных предприятий. В 1996 г. был принят Гражданский кодекс РФ устанавливающий недостающую законодательную базу. Статья 113 ГК РФ определяет Унитарное предприятие:

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Однако ГК РФ ничего не говорит о том, какой должна быть система управления предприятием, какими должны быть показатели эффективности деятельности предприятий, какой должна быть стратегия предприятий. Он только различает две формы унитарных предприятий:

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

При хозяйственном ведении унитарное предприятие может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.
При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Важный вклад в развитие предприятий государственного сектора внесло Постановление правительства РФ от 10 апреля 2002 года № 228 и изменениями от 23 марта 2006 и 20 июня 2011 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», основные положения которого заключаются в следующем:

В целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждаются стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития предприятий).
Стратегии развития предприятий основываются на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Стратегия развития предприятия утверждается федеральным органом исполнительной власти в устанавливаемом им порядке с привлечением (при необходимости) представителей иных федеральных органов исполнительной власти.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия основывается на утвержденной в установленном порядке стратегии развития предприятия...

5. Установить, что показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности.

Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия включает следующие разделы:
  • Развитие (обновление) материально-технической базы
  • Проведение научно-исследовательских работ и информационное обеспечение
  • Повышение квалификации кадров
В следующих сферах:
  • Снабженческо-сбытовая сфера
  • Производственная сфера
  • Финансово-инвестиционная сфера
  • Социальная сфера
Таким образом, 2002 год ознаменовал, фактически, переход федеральных унитарных предприятий к системе стратегического управления. И мы уже ощущаем некоторые результаты, еще далекие, однако, от тех которые хотелось бы видеть.
 
 
 
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия"



29.06.2013 19:12  Борис К.

Цитата:
И мы уже ощущаем некоторые результаты, еще далекие, однако, от тех которые хотелось бы видеть.
Например?

29.06.2013 21:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Тот грандиозный развал государственных предприятий, который мы видели в 90-х годах прошлого века все таки прекратился, и мы уже начали ощущать некоторые позитивные сдвиги, например, в выпуске оборонной продукции.

27.01.2015 19:51  Иван

Какое предприятие эффективнее:
  • Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.
  • Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.


28.01.2015 10:31  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Все зависит от конкретной ситуации, в первую очередь от того, кто руководит предприятием, и от того, кто конкретно представляет собственника.

При хозяйственном ведении все в руках руководителя, поэтому предприятие работает более динамично, ни и условий для злоупотреблений больше.

При оперативном управлении предприятие менее динамично, требуется согласование по всем основным вопросам, но меньше условий для злоупотреблений, хотя они все равно есть.

21.02.2018 20:00  Стас

Недостатки системы управления государственными предприятиями

22.02.2018 9:45  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Недостатки системы управления государственными предприятиями примерно те же, что и предприятий, находящихся в частной собственности.
Основная же проблема государственных предприятий том, что ими управляет не собственник, который кровно заинтересован в развитии предприятия, а целая иерархия чиновников со своими личными интересами. Как отмечал Макс Вебер, собственник – это единственная инстанция, не требующая над собой управления. Соответственно оппортунистская деятельность в государственных предприятиях – коррупция, развита намного больше.
В частном предприятии систему управления создает собственник исходя из интересов развития своего предприятия. Какая система управления будет создана в государственном предприятии, зависит от чиновников, и она полностью зависит от чиновников. Она может быть и в интересах предприятия, а может быть и в интересах чиновников. Это зависит от институциональной среды государства.
Если посмотреть на институциональную среду нашего государства, то, по отношению к 90-ым, она сделала огромный шаг вперед, но еще далека от своих потенциальных возможностей. И, учитывая то, что в определенных вопросах, например, экологии, и собственник также требует над собой руководства от государства, потенциал государственных предприятий, не ниже, чем частных.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Взаимосвязь между целями и стратегией предприятия?


31.05.2018 12:11   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Разработка и реализация эффективной стратегии

Стратегия - это система взаимосвязанных частных целей, политики (принципы и нормы) их достижения, и программа деятельности по достижению цели предприятия, не выходящая за рамки принятых политик (Джеймс Куинн).



Наши новые статьи

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

21.06.2018 Анонс статьи "Решение проблемы мотивации персонала" (Часть 1) Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Несмотря на большое число исследований в области мотивации персонала эта проблема до настоящего времени так и не решена. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

16.06.2018 Управление предприятием как социальной системой Журнал "Менеджмент и бизнес-администрирование" № 2, 2018
Настоящая статья посвящена решению проблемы управления предприятием как социальной системой. Показано, что постановка цели социальной системы, разработка ее стратегии и структуры, обеспечивающих достижение поставленной ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru