ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия Эффективность

 Эффективность предприятий государственного и частного сектора
 
В статье «Эффективное государственное управление» на примере Европейского Союза было отмечено, что государственный сектор имеет эффективность выше частного (в редких случаях). Какие же причины могут приводить к различной эффективности предприятий государственного и частного сектора?

В принципе, различие этих предприятий только в форме собственности, частной или государственной. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником (государством - прим. авт.) либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ГК РФ Статья 113 п.5.). Органом же частного предприятия руководитель является руководитель, который назначается частным собственником, или таковым является сам же собственник.

На систему управления федеральных унитарных предприятий с 2002 года накладывается требование разработки и утверждения Стратегии развития предприятий и показателей эффективности деятельности предприятий, фактически, переход к системе стратегического управления. И это далеко не случайно.

Назначение руководителя предполагает, что всю полноту ответственности за подчиненного отныне берет на себя вышестоящее должностное лицо. Причем, ответственность не следует путать с властью.

Руководители должны неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а ответственности никакой, то это дорога к произволу, а если на менеджера возлагают слишком большую ответственность, но не дают ему никакой власти, его действия окажутся безрезультатными. Поэтому ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей [Кравченко История менеджмента].

Но ответственности не может быть самой по себе (не может существовать и ответственности за «выполнение функций»), может быть только ответственность за достижение заданных результатов и показателей. Именно это и следует из Постановления правительства РФ от 10 апреля 2002 года № 228 и «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», которое вводит утверждение стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, и ежегодное утверждение показателей экономической эффективности их деятельности.

Эффективность любого предприятия определяется, помимо всех частных вопросов, тем, насколько личные цели стратегии руководителя предприятия, всех его управляющих и работников были бы гармонизированы с целями и стратегией самого предприятия. С тем насколько цели и идеалы всех работников и управляющих соответствуют целям и идеалам предприятия. С тем, насколько система стратегического управления предприятием пронизывает все уровни иерархии предприятия и поддерживается этими уровнями.

«Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» [Гаррингтон Эмерсон, 1911 г.].

Исходя из этого, основной вопрос любого эффективного предприятия это установка общественно важной цели и идеалов, которые поддержали бы все работники предприятия, разработка стратегии достижения поставленной цели, создание иерархической системы стратегического управления предприятия, поддерживаемой всеми управляющими и работниками.

В частных предприятиях основой является прибыль. Но собственники уже давно поняли, что прибыль не может быть самоцелью бизнеса. Цель - удовлетворение потребности потребителей – общественно полезная цель, только потребители могут принести прибыль предприятию. Но все равно, фактор прибыли виден всем работникам частного предприятия: «Если узкий круг руководителей предприятия пытается обеспечить себе привилегии или преимущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано (общественно полезной цели – прим. авт.), — эти люди сами ослабляют свою власть и подчиненные это чувствуют. Такое руководство неизбежно обанкротится, так как проигнорировало «общий интерес» — главное оправдание права командовать другими [Линдэлл Урвик].

Этот тезис полностью относится ко всем частным предприятиям и к тем государственным, в которых руководящая верхушка «пытается обеспечить себе привилегии или преимущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано». И он показывает, что государственные предприятия, целью которых в принципе не является обогащение отдельных частных лиц, могут показывать большую эффективность, чем частный бизнес, но для этого требуется приведенное выше условие.

Как может быть выполнено это условие. Только полной открытостью цели и системы стратегического управления, когда все работники видят, что все действия «верхушки» подчинены общей общественно полезной цели, а их личный получаемый результат (также полностью открытый), соответствует их вкладу в общее дело.
__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024