Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


3 Познать человека. Антиобщественные тенденции и Культура. Цитаты

Антиобщественные тенденции

Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе.
 
Зигмунд Фрейд ,1927, Будущее одной иллюзии

Антисоциальное соперничество

В соперничестве и борьбе, свойственных нашей культуре, часто бывает выгодно попытаться причинить вред сопернику для того, чтобы укрепить собственное положение или свою славу или устранить из борьбы потенциального соперника.
Карен Хорни выделила два стремления к власти: «нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое - из слабости» .
Именно во втором случае соперничество чаще превращается в скрытую враждебность и «может принимать форму тенденции доминировать, тенденции унижать или тенденции ущемлять интересы других».
 
Карен Хорни, 1937, Невротическая личность нашего времени

 Оппортунизм

Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими.
Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях … если власть, престиж и состояние приходится приобретать собственными усилиями, то человек вынужден вступать в соревнование и борьбу с другими.

Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, … В более общем случае оппортунизм означает представление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера.

Оливер Уильямсон, 1989, Экономические институты капитализма
 

Культура

Культура

Первым антропологическую трактовку феномена культуры дал в 1871 г. Эдуард Тайлор (1832—1917), определивший культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества.

 Анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях.

Эдуард Тайлор, 1871, Первобытная культура

Структура личности

Зигмунд Фрейд был и первым, кто создал структуру личности человека, кроме «Оно» и «Я» (бессознательного и сознательного), он ввел в нее и «Сверх-Я» - внутреннюю культуру человека, определяющую рамки его деятельности, самоконтроль.

Зигмунд Фрейд, 1923, Я и Оно

Развитие личности

 Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей.
 
Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры.

Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями.

Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения.

Зигмунд Фрейд, 1927, Будущее одной иллюзии

Человеческая культура

Человеческая культура … охватывает все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ.

Примечательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированному
существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз.
Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ.
Зигмунд Фрейд, 1927, Будущее одной иллюзии

Осознание культуры

С осознанием того, что всякая культура покоится на принуждении к труду и на отказе от влечений, а потому неизбежно вызывает сопротивление со стороны объектов своих императивов, стало ясно, что сами блага, средства их получения и порядок их распределения не могут быть главным или
единственным содержанием культуры. Ибо им угрожает бунт и разрушительная страсть участников культуры.
 
Рядом с благами теперь выступают средства, способные служить защите культуры, - средства принуждения и другие, призванные примирить людей с нею и вознаградить их за принесенные жертвы. Эти средства второго рода можно охарактеризовать как психологический арсенал культуры.
 
Зигмунд Фрейд, 1927, Будущее одной иллюзии
 

Нормы и ценности

Связывание себя с нормами и ценностями есть всепроникающий аспект социальной жизни.
 
Но оно возникает не потому, что людям нравится жить в условиях социального порядка и платить за него своего рода конституциональным консенсусом.
Нормы развиваются по мере того, как становятся необходимы подчинения частных явлений общему принципу.

Никлас Луман, 1984, Социальные системы
 
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025