3 Познать человека. Антиобщественные тенденции и Культура. Цитаты
|
Антиобщественные тенденции
Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе.
Зигмунд Фрейд ,1927, Будущее одной иллюзии |
|
Антисоциальное соперничество
В соперничестве и борьбе, свойственных нашей культуре, часто бывает выгодно попытаться причинить вред сопернику для того, чтобы укрепить собственное положение или свою славу или устранить из борьбы потенциального соперника. Карен Хорни выделила два стремления к власти: «нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое - из слабости» .
Именно во втором случае соперничество чаще превращается в скрытую враждебность и «может принимать форму тенденции доминировать, тенденции унижать или тенденции ущемлять интересы других».
Карен Хорни, 1937, Невротическая личность нашего времени |
|
Оппортунизм
Под оппортунизмом я понимаю преследование личного интереса с использованием коварства. Подобное поведение включает такие его более явные формы, как ложь, воровство и мошенничество, но едва ли ограничивается ими. Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях … если власть, престиж и состояние приходится приобретать собственными усилиями, то человек вынужден вступать в соревнование и борьбу с другими.
Намного чаще под оппортунизмом подразумеваются более тонкие формы обмана, которые могут быть активными и пассивными, … В более общем случае оппортунизм означает представление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера.
Оливер Уильямсон, 1989, Экономические институты капитализма
|
|
Культура |
|
Культура
Первым антропологическую трактовку феномена культуры дал в 1871 г. Эдуард Тайлор (1832—1917), определивший культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества.
Анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях.
Эдуард Тайлор, 1871, Первобытная культура |
|
Структура личности
Зигмунд Фрейд был и первым, кто создал структуру личности человека, кроме «Оно» и «Я» (бессознательного и сознательного), он ввел в нее и «Сверх-Я» - внутреннюю культуру человека, определяющую рамки его деятельности, самоконтроль.
Зигмунд Фрейд, 1923, Я и Оно |
|
Развитие личности
Наше развитие идет в том направлении, что внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, и особая психическая инстанция, человеческое сверх-Я, включает его в число своих заповедей. Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры.
Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями.
Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения.
Зигмунд Фрейд, 1927, Будущее одной иллюзии
|
|
Человеческая культура
Человеческая культура … охватывает все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ.
Примечательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз.
Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ.
Зигмунд Фрейд, 1927, Будущее одной иллюзии |
|
Осознание культуры
С осознанием того, что всякая культура покоится на принуждении к труду и на отказе от влечений, а потому неизбежно вызывает сопротивление со стороны объектов своих императивов, стало ясно, что сами блага, средства их получения и порядок их распределения не могут быть главным или единственным содержанием культуры. Ибо им угрожает бунт и разрушительная страсть участников культуры.
Рядом с благами теперь выступают средства, способные служить защите культуры, - средства принуждения и другие, призванные примирить людей с нею и вознаградить их за принесенные жертвы. Эти средства второго рода можно охарактеризовать как психологический арсенал культуры.
Зигмунд Фрейд, 1927, Будущее одной иллюзии
|
|
Нормы и ценности
Связывание себя с нормами и ценностями есть всепроникающий аспект социальной жизни.
Но оно возникает не потому, что людям нравится жить в условиях социального порядка и платить за него своего рода конституциональным консенсусом.
Нормы развиваются по мере того, как становятся необходимы подчинения частных явлений общему принципу.
Никлас Луман, 1984, Социальные системы
|
|
|
__________________ Версия для печати
:
Наши статьи 2006-2025 годов
|