Эффективная стратегия и культура
Предприятия не имеют целей
Отметим один достаточно серьезный вопрос.
Мы говорим: «реально предприятие должно определить …, предприятие должно поставить цель …». Но «предприятия не имеют цели, цели имеют только люди» [3]. Поэтому, кажется, можно говорить: «реально руководитель (собственник) должен определить…, должен поставить цель…». Но это не так. Руководитель в отрыве от коллектива ничего не может определить, не может поставить цель, поскольку реально цели достигаются коллективом, и руководитель должен вначале понять, будет ли эта цель поддержана коллективом, спрогнозировать будет ли она достигнута коллективом при существующей культуре и организации.
«Официальный представитель, обладающий полной властью говорить и действовать во имя группы, и, вначале, властью над группой с помощью магии слова приказа, замещает группу, существующую только через эту доверенность» [4]. Руководитель только замещает коллектив, и реальные цели могут ставиться только с опорой на коллектив (и зависят, как отмечалось, от его культуры). Так что говоря: «Предприятие», мы понимаем: «Коллектив». Если же мы понимаем под этим «Руководитель», то это будет справедливо только в том случае, если руководитель «имеет доверенность» от коллектива, если он принимает и разделяет культуру коллектива. Но для наших реалий – это далеко не факт. Соответственно и большинство предприятий ставят свои цели «от достигнутого» - с опорой на ранее достигнутые результаты, процентов на 10-15 выше достигнутых в прошлом году, а для этого, с учетом инфляции, и особой стратегии не требуется, и культуру не надо изменять, не требуется и болезненных организационных изменений. Соответственно и эффективность наших предприятий невелика.
Таким образом, организационная культура имеет решающее значение как при постановке цели предприятия, так и в разработке стратегии, в ее практической реализации.
Разработка стратегии и формирование соответствующей культуры
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на достижение поставленной цели. Если поставленная цель ориентирована на лучшие в отрасли, тем более с опорой на развитые страны, и существенно выше достигаемых ранее, встает вопрос разработки новой стратегии, обеспечивающей повышение эффективности предприятия – проведения внутренних изменений, постановки целей развития предприятия: совершенствования организации, управления, формирования новой культуры.
Разработку стратегии, как отмечено, невозможно вести без учета культуры, при слабой культуре мероприятия по ее укреплению (направленность на достижение целей предприятия) необходимо закладывать в стратегию, как самый важный и первостепенный элемент. Формирование культуры должно быть направлено на достижение целей предприятия, на реализацию стратегии предприятия. Соответственно политики, закладываемые в стратегию, и принципы и нормы культуры должны соответствовать друг другу, или должно быть обеспечено их единство на первоочередных этапах реализации стратегии.
Стратегия, сама по себе, не может изменять культуру. Культуру могут изменять мероприятия, закладываемые в стратегию, мероприятия реально проводимые руководством.
Список литературы
1. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель как основа стратегии // Проблемы экономики и менеджмента №8 2014 г.
2. Бакатина Д, Дювьесар Ж-П, Клинцов В., Крогманн К, Ремес Я., Солженицын Е., Швакман И. «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста» McKinsey Global Institute 2009 г. http://www.mckinsey.com/%7E/media/McKinsey/dotcom/Insights and pubs/MGI/Research/Productivity Competitiveness and Growth/Lean Russia sustaining economic growth/MGI_Lean_Russia_Sustaining_economic_growth_full_report_in_Russian.ashx.
3. Cyert R. M., March J. G. A Behavioral Theory of the Firm. Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1963, Chapter 3.
4. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007 г. - 648 с.
__________________
Версия для печати