Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Построение эффективного предприятия. Создание эффективного предприятия
Начало статьи |
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9. |
2. Создание эффективного предприятия
2.1. Предпосылки создания эффективного предприятия
Как показал Виктор Франкл «человеческое бытие всегда ориентировано вовне <…> на смысл, который необходимо осуществить». В осуществлении этого смысла человек осуществляет сам себя, и чем в большей степени, «тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания» [39, с. 29-30]. Смысл человека заключается в том, чтобы выйти за свои рамки, найти и реализовать свою цель – расширить свой мир [39]. Если собственник видит смысл своего предприятия только в прибыли, личном престиже, то его предприятие просто лишено смысла. И оно будет неэффективными даже в экономическом плане. Только тот, кто видит смысл в создании предприятия, развивающего общество, и может создать эффективное предприятие.
Тогда и появится прибыль, появится для дальнейшего развития и предприятия, и общества.
Дуглас Норт отмечал, что эффективность предприятия (трансакционные и трансформационные издержки) определяются формируемыми институтами наряду с применяемыми технологиями [33, с. 53]. Однако можно отметить, что все технологии, так же, как и средства производства, и эффективность их применения, определяются персоналом13, и технологии являются производными от института и вторичными. «Институты – это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [33]. Это ограничительные рамки, сужающие область деятельности будущего предприятия. С позиции собственника, сужающие так, чтобы выбранные направления позволяли бы ему не распыляться, а максимально на них сосредоточиться, держать в руках бразды правления, и развивать свое предприятие. При этом область деятельности должна определяться как пересечение следующих областей:
-
Обеспечивать долговременный спрос на продукцию предприятия.
-
Требовать для вхождения в бизнес капитал, имеющийся в распоряжении собственника.
-
Быть интересна собственнику, быть той, в которой он желал бы развиваться.
-
Должна соответствовать максимуму компетенций собственника.
-
Должна, после построения и становления предприятия, давать собственнику требуемый ему результат.
Первый пункт понятен. Второй пункт исключит все области, требующие большого начального капитала. В принципе эту область можно расширить, взяв кредит или войдя в кооперацию с партнерами. Однако для того, чтобы брать кредит, необходима полная уверенность в его возврате. Если же брать партнеров (соучредителей) то, во-первых, надо их отлично знать («пуд соли с ними съесть») и быть полностью уверенным в них. Однако даже в этом случае, если не будет доминирующего собственника с 51% акций, группа собственников подвержена попаданию в институциональные ловушки14, описанные в статье [1]. Обычно в начале кооперация идет успешно, но, когда появляются большие деньги, есть что делить (и есть асимметрия информации и остаточные права контроля активов), начинаются проблемы попадания в ловушки, которые могут закончиться ликвидацией или разделом предприятия. Третий пункт также понятен. Четвертый пункт говорит о том, что что собственник должен иметь полноту информации о деятельности своего предприятия. В противном случае власть в его предприятии захватят более компетентные управляющие, которые, как отмечал еще Адам Смит [40], сами буду решать какие дивиденды давать собственнику. Как правило, не больше кредитной ставки. Остальное, пользуясь неизбежной в этом случае асимметрией информации, присваивать. Пятый пункт также понятен.
Критерием правильности выбора должно быть четкое видение:
-
Потребителя, необходимой ему продукции и ее потребительских свойств.
-
Предприятия (института и технологий), производящего и реализующего эту продукцию успешнее конкурентов.
-
Персонала (в первую очередь топ-менеджеров), их компетенций, личностных характеристик, потребностей. Персонала, который выявит потребности потребителя, обеспечит создание, производство и реализацию необходимой потребителю продукции.
Далее собственник должен сформулировать смысл своего бизнеса, основные его идеи:
-
Первая основная идея – чем конкретная продукция его предприятия будет отличаться от продукции других. И почему потребители будут приобретать продукцию именно его предприятия.
-
Вторая основная идея – чем конкретные условия и результаты деятельности персонала в его предприятии будут отличаться от других. И почему соискатели будут предпочитать именно его предприятие. И почему индивиды, которыми движут сугубо корыстные устремления, которые готовы добиваться своих личных целей любой ценой – будут сторониться его предприятия.
Первый пункт можно назвать основным. Ведь появление еще одного аналогичного никому неизвестного предприятия с аналогичной продукцией вряд ли привлечет внимание потребителей. Вряд ли они просто так откажутся от известных и проверенных ими брендов в пользу вашего предприятия.
А второй пункт – это пункт, без которого просто невозможна реализация первого. Предприятие, для производства конкурентоспособной продукции должно иметь и конкурентоспособный коллектив. Не просто отдельных руководителей, специалистов, рядовых сотрудников с их разнонаправленными личными интересами и целями, а сплоченный на удовлетворение потребностей потребителя (даже не предприятия) коллектив.
Далее необходимо рассмотреть и вопрос об общих (не профессиональных) компетенциях собственника. Он даже самый первый, но мы при рассмотрении специально поставили на второе место.
-
Знание и понимание людей.
-
Умение работать с людьми, особенно в команде.
-
Иметь не только высокие профессиональные качества, но и нравственные. Вызывать у людей доверие, самому доверять людям.
Только рассмотрев поставленные вопросы и убедившись для себя, что все они решены, а результаты четко сформулированы, можно начинать построение своего предприятия с четким пониманием того, что оно будет эффективным и успешным. Если же собственник не будет принимать определяющего участия в техническом руководстве предприятием и в определении его общей политики «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [13, с. 1003], а основатели могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [40, с. 691]. Если собственник «обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре теряет его <…> чем больше предприятие, тем быстрее он приведет его к краху» [13, с. 1027]. Если же владелец капитала обладает общими бизнес-компетенциями, а не практическими техническими и организационными, то ему будет выгоднее не создавать свое предприятие, а вкладывать свои капиталы в высокодоходные предприятия развивающихся отраслей – быть инвестором. И его бизнес тогда будет определяться выбором этих отраслей и конкретных предприятий, а не выбором топ-менеджеров и развитием продукции, технологий и институтов.
__________
13 Собственник в силах только определять основные направления – и это его прерогатива.
14 В естественной группе собственников (учредителей, акционеров) нормы и принципы деятельности, тем более санкции за их нарушение, как правило не формализуются, а власть в отсутствии доминирующего собственника, не работает. Поэтому попадание группы собственников в институциональные ловушки достаточно вероятно.
__________________ Версия для печати
|
|