О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.03.2019

Эффективная организация деятельности предприятия. Эффективность деятельности малой группы

Начало статьи

1.4. Эффективность деятельности малой группы

 

Малая группа имеет максимальную эффективность когда ее деятельность направлена на достижение коллективного результата. Однако, как отмечал еще З. Фрейд, «надо, как мне думается, считаться с тем фактом, что у всех людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные, тенденции и у большого количества людей они достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе» [68, с. 114]. Ведь «имея несколько членов команды, каждый из них имеет стимул обманывать друг друга <…> В результате общая производительность команды снижается» [54, с. 781]. И при этом, конечно, «никто не захочет быть «лохом»15 [63]. Соответственно «участники придерживаются стратегии сотрудничества до тех пор, пока все остальные придерживаются этой же стратегии. Если кто-либо отступает от правил, то, как утверждает модель, все остальные немедленно и навсегда также бросают их выполнять» [63, с. 183-184]. Поэтому «любая альтруистичная система внутренне нестабильна, поскольку она не защищена от злоупотреблений со стороны эгоистичных индивидуумов, готовых ее эксплуатировать» [42, 197]. «Альтруистическое поведение, за исключением альтруизма по отношению к очень близким родственникам (прямым потомкам и братьям и сестрам), не является жизнеспособным» [49, с. 92]. Из-за злоупотреблений группа, конечно, может даже погибнуть, но «вымирание группы — процесс медленный по сравнению с чрезвычайно оживленной конкуренцией на уровне индивидуумов. Даже в то время, пока данная группа медленно и неотвратимо катится под откос, эгоистичные индивидуумы достигают кратковременного процветания за счет альтруистов» [42, с. 43]. Система же эгоизма стабильна и устойчива даже вплоть до гибели предприятия.

Таким образом, если не принимать специальных мер, альтруистическая группа вырождается в эгоистическую. «Даже в группе альтруистов почти наверное будет некое диссидентское меньшинство, которое откажется приносить какие бы то ни было жертвы. Если в группе имеется хоть один эгоистичный бунтовщик, готовый эксплуатировать альтруизм остальных ее членов, то он, по определению, имеет больше шансов выжить и оставить потомство, чем другие. Каждый из его потомков будет наследовать его эгоистичные черты. После нескольких поколений такого естественного отбора «альтруистичная группа» будет наводнена эгоистичными индивидуумами и станет неотличимой от эгоистичной группы» [42, с. 42]. А в эгоистической группе доминирует рыночная экономика с большими трансакционными издержками. Правда необходимо отметить, что социальная группа включает не только производственные коммуникации, но и личные. И здесь могут быть группы с близкими личными интересами, элементами непроизводственной экономикой дара. Вопросы эффективности такой группы рассмотрены в разделе 1.5. Здесь же отметим, что «рыночная экономика есть следствие конкуренции таких людей, когда каждый преследует прежде всего свой собственный интерес и балансирует даваемые и получаемые полезности, в чем как раз и состоит чудесный секрет автономного, «естественного» функционирования рыночного механизма» [51]. И эгоистичная группа будет функционировать в некотором аналоге рыночной экономики обмена. Только сам обмен не производит новых ценностей, он только перераспределяет уже созданные, только стимулирует создание новых ценностей. А их эффективное создание возможно только в коллективной деятельности.

Исходя из изложенного эффективность малой группы зависит от того, какие экономические отношения в ней сформированы. Если это преимущественно альтруистическая группа с экономикой дара, то эффективность ее деятельности максимальна. Ее результат определяется тем, насколько четко определены права собственности участников на результаты деятельности группы (насколько они мотивированы на коллективный результат), и как альтруизм и экономика дара в этой группе поддерживаются – как поддерживается этот институт, который характеризуется тем, что, как писал, Г. Беккер16, «многие люди ограничены моральными и этическими соображениями и что они не совершают преступлений, когда это выгодно и когда нет опасности их обнаружения» [60, с. 5].

Если же это группа, члены которой не имеют прав собственности на результаты ее деятельности, то это потенциально эгоистическая группа, ее эффективность определяется системой внешнего стимулирования и тем, какие отношения у группы с обществом: группа может осуществлять альтруизм и в том случае, когда она видит, что ее деятельность общественно необходима, приносит пользу и обществу в целом. Поэтому здесь очень важна внутренняя мотивация коллектива на общественно необходимые социальные цели, на общественное предназначение предприятия – на исполнение его миссии. Только при этом возможно общественно необходимое предпринимательство при котором «возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это – критерий общественной значимости задачи» [56, с. 228]. Только это может обеспечить сплочение группы, внутренний альтруизм, направленные осознанную общественно необходимую цель группы. А для альтруистической группы такая общественно необходимая цель еще более повысит ее сплоченность и эффективность.

Дружеские партнерские отношения в сплоченном коллективе – как социуме – позволяют существенно изменить характер и саму суть коллективного труда. Это четко показал Р. Оуэн, которого капиталисты того времени не поддержали. Но в наше время такие отношения начинают иметь особую важность, поскольку начинает доминировать неформализуемвые интеллектуальные результаты деятельности, наладить рыночный обмен которыми в процессе коллективной деятельности наладить очень затруднительно, даже невозможно.

Если общеразделяемая цель группы найдена – найдены средства ее достижения – определены предвидимые результаты, согласованы права собственности участников на эти результаты, группа сплочена на достижение этой цели, то целеосуществление осуществляется на базе института экономики дара. При этом необходима поддержка этого института, ведь единственный способ побудить и производить высококачественный производственный ресурс — вознаградить его в соответствии с окончательной выручкой [70, с. 221]. Именно окончательной выручкой, а не какими либо формальными суррогатными показателями. Вопрос только в том, как определить вознаграждение каждого. «Если участники имеют равные капитал и отдачу, то самым простым решением было бы поровну разделить всю сумму, которую необходимо вложить, и подсчитать общий доход. Если же вклады неравные, то здесь добиться согласия труднее, хотя можно использовать разные правила справедливости, чтобы сократить время и усилия и прийти к общему согласию» [69, с. 28].

Рассмотрим этот вопрос применительно к производственным группам в следующем разделе.

____________________

15 «Быть слишком доверчивыми очень опасно» [69].

16 Г. Беккер – лауреат Нобелевской премии 1992 года «За исследования широкого круга проблем человеческого поведения и реагирования, не ограничивающегося только рыночным поведением».

1.3.Трансакции дара и обмена << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.5. Принципы создания эффективной малой группы

__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru