Начало статьи | (132) | Эффективное предприятия. Необходимая и достаточная система факторов |
2.2.4. Харизматическое управление в предприятия собственника
«Харизматическое господство (charismatische Herrschaft) – господство, обусловленное преклонением перед харизматическим господином и подчинением ему, легитимное лишь постольку и до тех пор, поскольку и пока его личная харизма значима, ибо подтверждена, т. е. признана и востребована учениками, соратниками и приближенными» [Вебер, 2016, с. 394]. Только «чистая харизма специфически чужда всякому хозяйствованию. Там, где она есть, она конституирует не профессию, а призвание в эмоционально-напряженном смысле слова – как ощущение миссии, как внутреннюю задачу» [Вебер, 2016, с. 282]. «Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно анализируемыми правилами; харизматическое специфически иррационально в смысле чуждости всяким правилам» [281-282]. И харизматическое господство не обеспечивает «стабильности социальных позиций для его соратников и приближенных; не обеспечивает объективную необходимость приспособления организации и штаба управления к нормальным будничным потребностям и условиям руководства. … Особенно это касается принципов администрирования и правоприменения: важно приспособление штаба управления и управленческих принципов к экономическим условиям повседневной жизни» [Вебер, 2016, с. 290]. Харизматическое управление важно на стадии зарождения и становления общественно необходимого предприятия, когда идея основателя находит последователей, воодушевляет их на создание необходимого им всем предприятия, и они совместно (осознавая личную внутреннюю значимость), создают предприятие.
Но харизматическое предприятие никак не ориентировано на повседневной рутинную деятельность, ориентированную на прибыль предприятия. Соответственно при становлении предприятия «главной задачей является переход от харизматического штаба и харизматических принципов управления к повседневным», переход к легальному профессиональному бюрократическому управлению [Вебер, 2016]. И этот переход неизбежен и объективен.
Что же касается установившегося предприятия, то харизматическое управление, «чуждое всякому хозяйствованию» необходимо любому подразделению предприятия как солидарной группе (подразделению), действующей в рамках предписанных и принятых внешних регламентов (только для этого они должны быть созданы), действующим под руководством не администратора-бюрократа, а признанного лидера своего подразделения [Жемчуговы, 2016b]. Только тогда предприятие будет эффективно и в современной динамичной конкурентной среде.
Этот вопрос уходит в психологию человека и предприятия как "живой социальной системы", и определяется абсолютностью свободы выбора и генетическим доминированием личного интереса человека и социальных систем.
__________________