Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Начало статьи (132)

Эффективное предприятия. Необходимая и достаточная система факторов

4.1. Фактор 1. Вертикали власти предприятия на достижение целей, задаваемых собственником

Прежде чем начать рассмотрение самой вертикали власти, необходимо прежде рассмотреть понятие "цели", ведь именно она распространяется по вертикали власти от собственника, через всех руководителей, и до каждого рядового сотрудника. И должна распространяться без потерь и искажений, доносить все необходимое для эффективности деятельности предприятия. Реальная вертикаль власти предприятия – это и есть его внутренняя организация, а не формальная нормативная определяемая внешними формальными нормами.

4.1.1. Цели, проводимые вертикалью власти

Любая цель – это предвидимый результат деятельности и средства его достижения [Леонтьев, 2010]. При этом «средства – это все, что может служить достижению цели, посредством ли законов природы или правил игры» [Поланьи, 2007, с. 46].
При этом Герберт Саймон отмечал, что «деятельность, называемая решением человеческих проблем, в основном представляет собой форму анализа средств, который направлен на обнаружение описания процесса пути, ведущего к желаемой цели» [Simon, 1962, p. 479]. И «все проблемы, которыми мы озабочены, это только проблемы средств» [Freeman, et al, 2010, с. 278]. При этом средствами являются «не конкретные орудия или инструменты, а те свойства вещей и окружающей обстановки, которые действующее лицо в силу своих знаний о них и контроля над ними может изменить по своему усмотрению» [Парсонс, 2002]. А цель, определяемая только "хотением", как отмечал еще Георг Гегель более 200 лет назад, «имеет значение пустой цели» [Гегель, 2015 с. 220]. Здесь Питерс и Уотермен отмечали: «Самое смешное, что компании, казавшиеся наиболее целенаправленными − те, которые выделялись наиболее законченными количественными формулировками своей миссии, а также наиболее строгими финансовыми целями, − имели худшие финансовые результаты, чем те, для которых были характерны менее точные, скорее качественные формулировки целей корпорации. (У компаний, не имевших определенных ценностных установок, дела тоже шли неважно.)» [Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний М.: Прогресс, 1986, с. 249]. «Образность – вот что создает понимание, настоятельную моральную необходимость того, чтобы новый путь оказался верным...» [Питерс Т., Уотермен, с. 145]. Необходим образ, видение49 новой организации на более высоком уровне развития, показывающий путь достижения этого видения, показывающий цели, которые можно достигать на этом уровне развития. «Видение – это манящая цель» [Минцберг и др., 2013, с. 133]).

Самое главное при постановке цели деятельности Эмиль Дюркгейм отметил так: «Сотрудничество многих людей для решения единой задачи возможно только тогда, когда они согласны друг с другом относительно той связи, которая существует между ней и средствами для ее решения, то есть, когда одна причинно-следственная связь признается всеми участниками этого предприятия» [Дюркгейм, 2018, с. 728]. Должна быть не только общая цель и разнообразные средства – самое главное необходима общность в отношении средств их достижения, и фиксация средств совместно с фиксацией самой цели. И Питер Друкер отметил здесь такой простой факт, что даже устанавливаемые цели "прибыли" предприятия «могут разрушить будущее всего бизнеса»50. Необходимо просчитывать последствия достижения цели возможными средствами, особенно в долгосрочной перспективе.
Таким образом в самом общем виде цель – это предвидение результата, процесса его осуществления предвидимыми средствами в предвидимой среде.
______________
49 Получение видения предприятия – это второй шаг его создания, цели предприятия могут выявляться только из видения [Жемчугов, 2011].
50 «Уделяя внимание увеличению прибыли, менеджеры рискуют поставить под угрозу выживание всего предприятия. Ради получения сиюминутной прибыли они могут разрушить будущее всего бизнеса. Ради текущего увеличения прибыли они склонны недооценивать научные исследования, продвижение и другие инвестиции, которые можно отложить на будущее. Но прежде всего, они избегают любых капитальных затрат, которые могут увеличить базовый вложенный капитал, по отношению к которому и измеряется прибыль; следствие – опасное устаревание оборудования. Иными словами, они руководствуются наихудшими методами управления» [Друкер. Практика].

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025