Начало статьи | (132) | Эффективное предприятия. Необходимая и достаточная система факторов |
4.2.5. Фактор системы целеполагания
Ведь главным элементом механизма управления является система принятия решений (система целеполагания) [Спиридонова, 1997]. В нашей статье «Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия» [Жемчуговы, 2018b] мы рассмотрели четыре парадигмы с различными системами целеполагания: административной (директивной), экономической (на основе KPI), попустительской (либеральной – с уходом собственника от принятия решений, и партнерской (основанной ка коллективной собственности на средства производства и коллегиальном целеполагании [Жемчуговы, 2019a; 2020c]. А далее директивного, демократического, либерального или коллегиального целеполагания.
В настоящее время мы рассматриваем только две парадигмы предприятия: на базе директивного, и на базе коллегиального целеполагания. Все остальные – производные от них.
Принимаемые решения должны быть объективными и легитимными для исполнителей, должны быть не формальными, внутренне принятыми и направленными на достижение необходимых поставленных внешних целей как внутренних. При коллегиальном целеполагании «лидирует индивид, обосновавший такую концепцию, такой путь развития организации, который будет наиболее соответствовать интересам участников, внушит им «веру в общую цель, веру в успех, в то, что в итоге они смогут удовлетворить свои личные мотивы, в честность объективной власти, в превосходство общей цели над личными целями участников кооперации» [Барнард, 2009, с. 258]» [Жемчуговы, 2018d]. Или группа в целом, если она сформирует такую цель. И такая цель будет и объективной, и легитимной – группа будет внутренне направлена на ее осуществление. При этом вопросы целеосуществления – это внутренние вопросы группы.
Только тогда деятельность и руководителей, и рядовых сотрудников, и предприятия в целом будет эффективна. Сразу можно отметить, что этому удовлетворяют партнерские принципы целеполагания. Здесь Г.Б. Клейнер отмечал: «С позиций солидарного менеджмента конкурентные отношения внутри компании (а также между компаниями) должны уступить первенство партнерским отношениям» [Клейнер, 2018, с. 243].
Однако необходимо особо отметить, что они могут осуществляться только при коллективной собственности на достигаемые подразделениями результатами.
__________________