Начало статьи | (132) | Эффективное предприятия. Необходимая и достаточная система факторов |
4.2.6. Фактор социально-экономических целей предприятия и коллектива
В статье А.Э. Петросяна «Природа организационных целей» было даже отмечено, что «за последние полвека не было предпринято ни одной серьезной попытки разобраться в природе организационных целей. Остается загадкой, в чем заключается их своеобразие. А поскольку понятие организационной цели является краеугольным камнем теории организации, неудивительно, что этой теории по-прежнему недостает стройности и завершенности... Приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [Петросян, 2015, с. 68, 76]. В наших исследованиях вопросы целеполагания занимают основную роль. В нашей первой наша статья по целеполаганию «Цель и целеполагание в теории социальной организации» [Жемчугов, 2012a] мы только лишь показали наличие внешних целей, и внутренних целей системы, результатом которых является сама организация как самостоятельный динамично развивающийся продукт. Что же касается целеполагания в рыночном предприятии, то к целям предъявляются особые цели: она «быть конкурентоспособной – находиться на уровне (или даже несколько выше) целей других предприятий отрасли, в том числе и из развитых стран; быть реалистичной, чтобы предприятие смогло ее достичь» [Жемчуговы, 2014a]. Без этого предприятие будет проигрывать в конкурентной борьбе.
В следующей статьях мы отмечали, что внешние и личные цели гармонизированы – самоорганизация группы будет направлена и на достижение личных целей, и, опосредовано, на цели группы, организации [Жемчуговы, 2023c, и др.]. Таким образом, в эффективной организации должна формироваться гармонизация целей коллектива и самой организации, формироваться организационная культура, направленная на цели организации, необходимы внешние организующие воздействия, необходим формальный порядок деятельности – директивно проводимые в организации принципы, нормы, правила – организационный порядок [Жемчуговы, 2013b]. А далее развивали вопросы целеполагания во многих дальнейших статьях [Жемчуговы, 2014b; 2017b; 2018e; и др.], и в основном совокупности со всеми другими факторами деятельности.
Как мы показали в подразделе 4.1.1, цель – это предвидение результата, процесса его осуществления предвидимыми средствами в предвидимой среде. При этом, как отмечали Майкл Дженсен и Уильям Меклинг, «у нас нет теории, которая объясняет, как противоречивые цели отдельных участников приведены в равновесие, чтобы дать определенный результат» [Jensen, Meckling, 1976, p. 308].
Факторы целеполагания это регламенты целей63: регламенты принимаемых социально-экономических результатов подразделений64 (на самом высшем уровне иерархии – предприятия в целом) и коллектива65 (в том числе и высших духовных66), определения и распределения средств67 их достижения (материальных, нематериальных, финансовых), достигаемых результатов. Цели членов коллектива предприятия – расширенное воспроизводство их личного капитала [Жемчуговы, 2020a]; цели предприятия – расширенное воспроизводство создаваемой им добавленной стоимости и его социально-экономических результатов. Цели собственника – повышение и капитализации предприятия, и дивидендов, и других составляющих его человеческого капитала.
Что касается средств, то Каору Ишикава четко отметил: «если цели и задачи установлены без соответствующих методов, обеспечивающих их достижение, УК (управление – прим. авт.) будет представлять собой чисто умозрительное упражнение» [Ишикава, 1998, с. 23].
Фактор постановки целей – это основной фактор предприятия. Его действенность зависит и от того, как сформулированы формальные положения целеполагания, и от того, как они будут внутренне приняты участниками – как они соответствует их менталитету. При необходимости новых целей необходим анализ возможных средств и их возможностей, их «переживание» и выбор наилучших – формирование нового соответствующего менталитета. Ведь всегда принципиально существует «противодействие, которое оказывает социальная среда попыткам каждого, кто намеревается внести новое вообще или новое в экономике в частности» [Шумпетер, 1982, с. 182].
Что касается постановки директивных целей, то «организация сама, на основе своих внутренних процессов, принимает решение о том, какой результат нужен в данный момент» [Анохин, 1978, с. 89]. «Цели – это элементы внутренней среды организации. То есть цель организации устанавливается изнутри и основывается как на ценностях, видении и миссии, так и на анализе внешних факторов» [Берстень, 2024, с. 54]. И это касается и предприятия в целом, и его структурных подразделений. В директивном предприятии внешние цели не объективны и нелегитимны и реальная деятельность может осуществляться только на основе компромиссов внешних и внутренних целей. И достижение ставящихся целей директивного предприятия носит только вероятностный характер [Вебер, 2016], и как правило их сроки по нескольку раз переносятся (или результаты принимаются с недоработками).
_______________
63 Общие цели по Хайеку, «сами могут выступать в качестве правил [регламентов], выполняя ценностно- нормативную функцию» [цит. по: Гофман, 2013, с. 45].
64 Финансовые результаты подразделений могут определяться системой бюджетирования: «Можно было бы вести отдельные балансы по каждому подразделению, и эти балансы можно было бы использовать для оценки результатов и расчета вознаграждений» [Simon, 1991].
65 Результатом целеполагания является «формирование некоего общего представления ценности, хотя и в разной мере отвечающего интересам участников сети, однако в итоге признаваемого всеми» [Харин, Гареев, 2014, с. 109]. Этот результат должен обеспечивать «веру в общую цель, веру в успех, в то, что в итоге они (участники – прим. авт.) смогут удовлетворить свои личные мотивы» [Барнард, с. 258].
66 При этом, естественно в регламентах духовные цели не могут выступать явно, но отмечалось, они обеспечивают нормы, ориентируют на достижение долговременных высоких результатов.
67 При целеполагании «важнейшие решения касаются распределения ограниченных ресурсов – кто что получает» [Минцберг, 2013, с. 220].
__________________