Начало Гайда | (532) | Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд) |
1.2. Кооперативное предприятие
Кооператив не является доходным предприятием, ориентированным на прибыль, причем в большей степени, чем даже малое семейное предприятие. «Кооператив – это не экономическая единица, каковой является предприятие (фирма). Кооператив отличается от фирмы характером своего капитала, а не просто является «союзом лиц» в разрез «союза капитала». … кооператив (если он соблюдает принципы и не претерпел трансформацию) принужден считаться и жить жизнью экономических единиц, его составляющих … решая проблемы своих членов, кооперативы ориентированы на то, чтобы выгоды получались от членства, а не от инвестирования в бизнес» [Соболев, Беднягин, 2022, с. 73]. Соответственно кооперативные предприятия имеют ограниченные средства производства, в основном даже сугубо личные.
«Принципиальное отличие кооперативов от других экономических организаций заключается в том, что их экономическая деятельность подчинена этическим ценностям (выступают как кооперативные ценности), которые, наряду с экономическими и юридическими законами, регулируют совместную деятельность кооператоров, руководствующихся своими внутренними убеждениями и силой коллективного мнения» [Морозова, 2019, с. 211].
«История производственных кооперативов обнаруживает следующую дилемму: или они погибают от раздора и бессилия, вызванного правом вмешательства слишком многих, или они подчиняются воле одного лица или немногих, утрачивая при этом свойственный им кооперативный характер. … Источником, питающим эту тенденцию в производственных кооперативах, является то обстоятельство, что они представляют собой … объединения лиц, чьи личные права уменьшаются по мере увеличения кооператива за счет принятия новых членов» [Михельс, 1990, с. 84]. И «тезис о том, что кооператив – это малоконфликтная, социально гармоничная форма организации бизнеса, не соответствует действительности: этому виду коммерческой корпорации присущи специфические противоречия и конфликты» [Глушецкий, 2020, с. 62]. Кооператив – это первичная группа и «это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные присвоительные страсти» [Кули, 2006, с. 164]. И все «корпорации кооперативного типа, в том числе народные предприятия, основаны на большем количестве запретов и ограничений, что порождает специфические проблемы и конфликты» [Глушецкий, 2016, с. 46].
Кооперативы в основном существуют в малых формах, при численности не более 5-6 человек [Барнард, 2009; Остром, 2010] и тесной совместной деятельности, их эффективность может существенно превышать эффективность деятельность крупных бюрократических предприятий, но они не обладают эффектом масштаба34.
_______________
34 Например, в экономике эффект масштаба (второе название «кривая опыта») известен тем, что издержки снижаются каждый раз на 20% при удвоении масштаба деятельности [Глущенко, 2009, с. 46] – при сохранении личной эффективности персонала.
__________________