Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


(532)

РЕАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ, ВЫХОД ИЗ КРИЗИСОВ (ИТОГОВЫЙ ГАЙД)

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Деп. в ВИНИТИ РАН 12.02.2025, – В025

Реферат

Большинство наших предприятий – это иерархические бюрократические предприятия, которые в большинстве своем изначально возникали и развивались как харизматические, но объективно переходящие к бюрократическому управлению, которое обеспечивает большую экономическую эффективность, но как минимум в 2-3 раза меньшую, чем возможная. А далее, оно необратимо ведет к бюрократизации, стагнации, и со временем к неизбежной гибели предприятия. В предлагаемом исследовании показан единственный реальный путь повышения эффективности и устойчивости к кризисам наших российских предприятий, даже и при наступлении стагнации. Этот путь базируется на нашем 18-летнем опыте проведения консалтинговых проектов повышения эффективности наших предприятий с одной стороны, и трудах отцов-основателей социологии – ее ключевых фигур: Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера; а также целого ряда лауреатов Нобелевских премий по экономике; признанных авторитетов социологии, экономики, психологии, антропологии, – ведь «Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна». При этом высокие реальные результаты деятельности достигаются за счет создания необходимых нового видения предприятия, его новых ценностей, солидарных регламентов, – создания и осознания коллективом новой организации деятельности предприятия обеспечивающей общность интересов всех сторон деятельности, а соответственно и максимально высокие результаты всех участников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ  

ГЛАВА I. БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

 
1.  Три ступени отношений людей в ходе их жизнедеятельности  
2.  Традиционное, харизматическое и легальное (бюрократическое) господство  
3.  Пять стадий развития капитализма – второго вида отношений людей в ходе их жизнедеятельности  
4.  Научная организация труда Фредерика Тейлора  
5. Научная организация управления Анри Файоля, Н.А. Витке и доктрина человеческих отношений Элтона Мэйо   
6. Реальная производственная деятельность человека  
6.1. Производственная деятельность человека по Максу Веберу  
6.2. Идеальный тип бюрократии Макса Вебера  
6.3. Реальная деятельность бюрократического предприятия по Максу Веберу   
6.4. Реальная производственная деятельность человека в предприятии – замена формально предписанных отношений личными  
6.4.1.  Реальная деятельность предприятия по Честеру Барнарду  
6.4.2.  В предприятии действуют не формально предписанные отношения, а только личные  
6.4.3.  Рациональное бюрократическое управление  
6.4.4.  Иррациональное бюрократическое управление  
6.4.5.  Бюрократизация управления предприятием  
6.4.6.  "Менеджерская революция"  
6.4.7.  Стадия стагнации предприятия. Гибель предприятия  
7.  Закат капитализма и менеджмент XXI века  
8.  Выводы по главе I  

ГЛАВА II. ПРЕДПРИЯТИЕ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
1.  Основные возможные формы предприятий  
1.1.  Малое семейное предприятие.  
1.2.  Кооперативное предприятие  
1.3.  Микропредприятие  
1.4.  Основные характеристики возможных форм предприятий  
2.  Основные виды современных бюрократических предприятий и их рарактеристики  
2.1.  Бюрократическое директивное предприятие  
2.2.  Бюрократические демократические предприятия  
2.3.  Бюрократическое либеральное предприятие  
2.4.  Партнерские предприятия нашего времени  
3.  Выводы по главе Il  

ГЛАВА III. ПОПЫТКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 
1.  Оптимизация организационной структуры; описание и оптимизация и бизнес-процессов  
2.  "Мотивации персонала"  
3.  "Заливка деньгами"  
4.  Раздельные структуры для текущей деятельности, целеполагания и развития предприятия  
4.1.  Отдельная структуры целеполагания и целеосуществления Честера Барнарда  
4.2.  Отдельные структуры хозяйственного оборота и развития Шоджи Шибы и Джона Коттера  
5.  Проблема сопротивления изменениям и известные принципы ее разрешения  
6.  Цель предприятия  
7.  Выводы по главе III  

ГЛАВА IV. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ И КОМПРОМИССНЫЕ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННЫХ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 
1.  Социальная группа как "живая система" со своими внутренними целями  
1.1.  Цель человека: Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Густав Юнг и др.  
1.2.  Основные положения цели человека как необходимого ему видения  
1.3.  Постановка текущих конкретных целей  
1.4.  Личный капитал человека  
2.  Предпосылки естественного возникновения социальных групп  
2.1.  Предпосылки естественного возникновения социальных групп  
2.2.  Рецирокные отношения в социальной группе  
2.3.  Социальный порядок  
3.  Естественные социальные группы предприятия  
3.1.  Неформальная первичная социальная группа в предприятии  
3.1.1.  Базовые основы первичной группы: Фердинанд Тённис, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм  
3.1.2.  Определение первичной группы  
3.1.3  Первичная группа как живая социальная система со своей общей целью   
3.1.4.  Противоречия в первичной группе  
3.1.5.  Первичная группа как эгоистичный субъект деятельности  
3.1.6.  Лидерство  
3.2.  Неформальная вторичная социальная группа  
3.2.1.  Неформальная вторичная социальная группа – первичная группа с разделением труда   
3.2.2.  Невозможность существования вторичной группы без поддержки в ней социальных отношений первичной  
5.3.  Неформальная компромиссная социальная группа – базовая основа бюрократического предприятия с противоположностью  
3.3.1.  Компромиссная социальная группа – базовая основа бюрократического предприятия  
3.3.3.  Солидарность компромиссной группы  
3.3.4.  Распад и гибель компромиссной группы  
4.  Главные положения организация и построение эффективного предприятия  
4.1.  Солидарная иерархия XXI века, соответствующая интересам и предприятия, человека  
4.2.  Научная организация интеллектуального труда  
4.3.  Системы солидарной регламентации и солидарного целеполагания  
4.4.  Система солидарной регламентации деятельности предприятия  
4.4.1.  Основные принципы солидарной регламентации деятельности предприятия  
4.4.2.  Необходимость Единой солидарной системы регламентов  
4.4.3. Необходимая номенклатура регламентов Единой солидарной системы регламентов  
4.5.  Основные принципы целеполагания деятельности предприятия  
4.5.1.  Коллегиальное принятие решений  
4.5.2.  Директивное и директивно-демократическое принятие решений  
4.5.3.  Либеральное принятие решений  
5.  Предприятие как искусственно созданная, но сложная "живая" социальная система неформально возникающих различных социальных групп  
5.1.  Неизбежность аутгрупповой враждебности  
5.2.  Большие естественные социальные группы; предприятия как искусственно созданные большие группы (2510)  
5.3.  Стабильность и развитие предприятий как больших социальных групп  
5.4.  Принципиальные внутренние противоречия предприятия  
5.5.  Базис и надстройка предприятия  
6.  Жизненный цикл предприятия  
6.1.  Жизненный цикл предприятия Александра Богданова и Ицхака Адизеса  
6.2.  Естественная суть жизненного цикла предприятия  
6.3.  Реальный жизненный цикл наших предприятий   
7.  Выводы по главе IV  

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 
1.  Принципиальные проблемы деятельности существующих предприятий ведущих, без необходимой организации, к неизбежной гибели  
1.1.  Структурно необходимые формальные отношения заменяются личными отношениями руководителей и их подчиненных  
1.2.  Иррациональная бюрократия и бюрократизация предприятия без проведения необходимой реорганизации ведут его к гибели  
1.3.  Невозможность проведения реорганизации топ-менеджментом предприятия – это прерогатива собственника  
1.4.  Проведение изменений – это в первую очередь изменение менталитета  
1.5.  Жизненная опасность бюрократизации предприятия и единственный путь ее преодоления  
2.  Научная организация интеллектуального труда при доминировании личного интереса  
2.1.  Единственный реальный выход из кризиса – это выявление и внедрение в жизнь нового необходимого видения предприятия  
2.2.  Результат процесса создания видения предприятия  
2.3.  Процесс создания видения и цели предприятия  
2.4.  Необходимые положения системного видения предприятия  
2.5.  Реальное начальное создание видения, ценностей, и формального Положения о предприятии  
2.6.  Пример Видения Предприятия  
2.7.  Ценности предприятия  
2.8.  Пример системы ценностей Предприятия  
2.9.  Регламенты предприятия как ценность человека  
3.  Создание собственником видения предприятия и базового Положения о предприятии (ключевых положений деятельности предприятия)  
3.1.  Создании собственником ключевых положений деятельности предприятии  
3.2.  Создании собственником ключевых положений деятельности структурных подразделений  
3.3.  Создании собственником требований к руководителю предприятия и топ-менеджерам  
3.4.  Создания Положения о Предприятии собственником и руководителем предприятия. Уточнение требований к топ-менеджерам  
3.5.  Реальное осознание и принятие топ-менеджерами Положения о предприятии, и базовых Положений о подразделениях топ-менеджеров.  
4.  Процесс разработки солидарной системы Положений о структурных подразделениях. Рекурсивная 4-х шаговая процедура  
4.1.  1). Одностороннее согласование директивных Положения о предприятии и Положений вышестоящих структурных подразделений  
4.2.  2). Совместная доработка руководителем полученного от вышестоящего руководителя Положения о подразделении  
4.3.  3). Совместное согласование Положений всех подразделений вышестоящего руководителя  
4.4.  4). Разработка общих Положений о нижестоящих подразделениях следующего еще более нижнего уровня иерархии  
4.5.  Необходимость приведенной процедуры создания солидарной системы регламентов  
5.  Организация нового эффективного предприятия  
6.  Выводы по главе V  

ОСНОВНЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ  

ЛИТЕРАТУРА

 

Страниц - 188.

Рисунков - 9.

Тадлиц - 6.

Ключевые слова: компромисс интересов, жизненный цикл предприятия, бюрократизация, выход из кризиса, развитие предприятия, проведение изменений, система регламентов

THE REAL ESSENCE OF THE ENTERPRISE. ORGANIZATION, DEVELOPMENT, CRISIS RECOVERY (FINAL GUIDE)

Abstract
Most of our enterprises are hierarchical bureaucratic enterprises, which for the most part initially arose and developed as charismatic, but objectively transitioning to bureaucratic management, which provides greater economic efficiency, but at least 2-3 times less than possible. And further, it irreversibly leads to bureaucratization, stagnation, and eventually to the inevitable demise of the enterprise. The proposed study shows the only real way to increase the efficiency and resilience to crises of our Russian enterprises, even with the onset of stagnation. This path is based on our 18 years of experience in conducting consulting projects to improve the efficiency of our enterprises, on the one hand, and the works of the founding fathers of sociology – its key figures: Karl Marx, Emile Durkheim and Max Weber; as well as a number of Nobel laureates in economics.; recognized authorities in sociology, economics, psychology, and anthropology, because "Theory without practice is dead and fruitless, and practice without theory is useless and harmful." At the same time, high real business results are achieved by creating the necessary new vision of the enterprise, its new values, and solidary regulations – the creation and awareness by the team of a new organization of the enterprise's activities that ensures the common interests of all parties to the activity, and, consequently, the highest possible results for all participants.

Keywords: compromise of interests, enterprise life cycle, bureaucratization, overcoming the crisis, enterprise development, implementation of changes, regulatory system
 

 

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025