Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


Начало Гайда (532)
Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)

2. Основные виды современных бюрократических предприятий и их характеристики

2.1. Бюрократическое директивное (авторитарное) предприятие

Бюрократические директивные предприятия подкупают своей видимой, но совершенно обманчивой, простотой организации управления. Кажется: разработал формальную организацию – организационную структуру, должностные обязанности, необходимые правила и регламенты деятельности, наладил контроль – организация предприятия создана и можно управлять своим предприятием. А можно управлять и вообще без правил – только директивными распоряжениями. Однако на самом деле, если мы хотим получить эффективное предприятие, обеспечивающее необходимую прибыль, все далеко не так просто. Как показывают материалы главы I:

  1. Интересы персонала заключаются не в достижении целей предприятия, а в обеспечении лояльности своего руководителя, от которого и зависят личные результаты подчиненных [Вебер, 2016].
  2. Деятельность предприятия определяется не формальными положениями, регламентами, директивными распоряжениями руководителя, а личными отношениями [Мертон, 2006] –неформальными компромиссами противоположных личных интересов руководителей и их подчиненных [Вебер, 2016]. При распространенном оппортунистическом поведении [Мертон, 2006; Уильямсон, 1996].
  3. Подчиненный и группа в целом, могут не выполнять распоряжений руководителя выходящими за рамки компромисса [Барнард, 2009], цели своей деятельности подчиненные определяет сами, исходя из своих личных целей и возможных субъективных санкций руководителя и своей группы [Анохин, 1978; Кант, 1994a; Хьелл, Зиглер, 2001; Мольц, 2002; Акерлоф, Шиллер, 2010; Letsch 2019; Берстень, 2024, и др.].
  4. Эффективность предприятия после достижения некоторого максимума, если в нем не будет осуществляться необходимых изменений (технических, организационных, кадровых), будет неуклонно снижаться – вплоть до нуля – до стагнации, завершающаяся гибелью предприятия. Только «беда в том, что при всем обилии ... статей по управлению изменением, ничто из них не помогает понять, как и что нужно менять» [Царенко, 2010, с. 12].
  5. Собственнику необходимо разрабатывать те планы, распоряжения, которые коллектив его предприятия будет согласен выполнять. Если он будет задавать больше – персонал будет просто увольняться. – меньше – будет малая прибыль и предприятие обанкротится. Ему необходимо постоянно определять необходимый компромисс, результаты которого он будет узнавать позднее – по достигаемым предприятием реальным результатам.

В этом, собственно, и заключается реальное "директивное" управление.

  1. Нахождение и принятие компромиссных решений.
  2. Контроль исполнения решения.
  3. Необходимые корректировки решений – заранее все возможные факторы не учесть.

И основной фактор здесь – это целеполагание и целеосуществление, базирующиеся на компромиссах не на интересах предприятия, а на личных компромиссах.

Что же касается идеального типа бюрократии Макса Вебера, приведенного в подразделе 6.2 предыдущей главы I, то в идеале ее положения и регламенты должны быть направлены на достижение целей предприятия. Только «единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы <…> цель организации не имеет значения для отдельного человека. Для него существенны его отношения с организацией, то, каких жертв она от него требует и какие выгоды приносит» [Барнард, 2009, с. 44, 86–87]. В итоге, при такой внутренней среде в предприятии «действительное поведение связано с результирующей силой, воздействующей на человека» [Левин, 2018, с. 27–39]. «Человек стремится извлечь максимум выгоды для себя, исходя из ситуации и своих целей» [Спиридонова, 1997, с. 43] и «с минимально возможными усилиями» [Блауг, 2004, с. 112]. При этом работники «наиболее эффективной в техническом плане процедуре – вне зависимости от того, узаконена она культурой или нет, – как правило, начинают отдавать предпочтение перед институционально предписанным поведением» [Мертон, 2006, с. 248]38. И для российской бюрократии начала XXI в., характерно «ручное управление» [Гофман, 2013, с. 158] по текущей ситуации.

Реальное "директивное" управление – это три положения, которые приведены выше.
Здесь Майкл Дженсен и Уильям Меклинг отмечают: «У нас нет теории, которая объясняет, как противоречивые цели отдельных участников приведены в равновесие, чтобы дать определенный результат» [Jensen, Meckling, 1976, p. 308]. Эту необходимую теорию мы приведем в главе V. Только она выходит за рамки бюрократии. Далее же мы рассмотрим деятельность предприятий в рамках принятой них бюрократической системы.
________________

38 И здесь еще Зигмунд Фрейд писал: «надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе» [Фрейд, 2011, с 114].

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025