Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Целеполагание — основа современного менеджмента
Начало статьи |
|
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Менеджмент сегодня. 2018. №2 |
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ГЕГЕЛЯ И ЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ
Проблему целеполагания поставил еще Георг Гегель в 1807 г.: «Индивид, следовательно, собирающийся совершить поступок, словно находится в каком-то кругу, … он не может… найти начало, потому что свою первоначальную сущность, которая должна быть его целью, он узнает лишь из действия, а чтобы действовать, у него наперед должна быть цель» [7, с. 213]. Гегель предложил казалось-бы очевидный выход из этого круга: «…интерес, который индивид находит в чем-нибудь, есть уже данный ответ на вопрос: следует ли здесь действовать и как именно» [7, с. 213]. Однако далее он отметил, что «в голом «хотел»… сама суть дела имеет значение пустой цели» [7, с. 220]. Целеполагание — это «не только конкретизация цели, это есть вместе с тем открытие условий, в которых дана эта цель, а следовательно, первое, основное положение, которое я сегодня выдвигаю, — творческое мышление есть нахождение, открытие адекватной условиям системы операций, нахождение способов решения» [8, с. 399]. В простейшем случае проблема целеполагания Гегеля разрешается следующим образом. Цель человека, мотив его деятельности — это предмет удовлетворения его потребностей [8], а основные потребности (фиктивная цель) человека — это выживание, развитие и превосходство [9, 10] (далее — развитие) и «мы можем в соответствии с ней отнести к определенной категории любое наше ощущение и чувство» [11, с. 65]. Целеполагание — это не просто нахождение предмета удовлетворения потребности. Это анализ видимых и предполагаемых предметов удовлетворения потребностей: определение соответствия их потребностям развития, оценка затрат на их производство, отнесение их к той или иной категории. «Социальное в любом смысле доступно в качестве проблемы тождественности и расхождения смысла в перспективах понимания» [12, с. 156].
Если кратко, то решение проблемы целеполагания заключается в следующем:
-
находим или представляем предмет, который, вероятно, способен удовлетворить нашу потребность;
-
мысленно определяем пути и средства производства этого предмета;
-
если затраты приемлемы и предвидимый результат удовлетворит нашу потребность, определяем цель как видение предмета и средств его достижения, если нет, продолжаем поиск.
Эта проблема целеполагания давно уже решена человеком в своей деятельности. Только человек — существо социальное и в коллективе, на предприятии он может ставить намного более высокие цели и достигать их. Однако определение целей компании — самый сложный случай целеполагания. Для собственника предприятия предметом удовлетворения его потребностей является предприятие, производящее продукцию, пользующуюся спросом на рынке и приносящую ему прибыль. Он уже прошел три отмеченных выше шага целеполагания. Проблема в том, что не сам собственник осуществляет производство продукта (а частично и средств производства), а вольнонаемные руководители и рядовые сотрудники, цели которых также должны учитываться. Таким образом, в рамках проблемы целеполагания Гегеля возникает социальная проблема целеполагания предприятия.
__________________ Версия для печати
|
|