О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
15.07.2012

Организация: человек, стратегия, структура 1

1. Понятие цели
 
Понятие цели имеет фундаментальное значение и в философии, и в социальной психологии, и в социологии, и в кибернетике, и в менеджменте. Благо, как говорил еще Аристотель (384-322 гг. до н. э.), достигается двумя обстоятельствами: правильным определением целей и видением средств их достижения [5]. Он выделил два главных аспекта целей, раскрытых много позднее: цели должны базироваться на потребности и мотиве («они даны в объективных обстоятельствах» [6]), и должны быть выполнимы доступными средствами – должны иметь предвидение достигнутого в собственном сознании результата [2]. С одной стороны цель не может появиться раньше потребности и мотива, с другой стороны цель образуется только при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности [3].

Забелин в своем труде «Человечество – для чего оно?» писал: «Характерное свойство жизни» - это «утверждение своего бытия и развитие везде, где это хотя бы в малой степени позволяют условия среды» [7]. Цель человека в самом общем виде – это его развитие в окружающей среде, развитие и человека, и человечества. И вообще, рассматривать и человека, и организацию в отрыве от внешней среды невозможно принципиально. Любая деятельность, постановка и реализация любых целей, возможна только в конкретной внешней среде и служит вопросам выживания и развития в этой среде, целенаправленного изменения этой среды.

Цели человека как индивида, в отрыве от других индивидов, это цели, направленные на самого себя и направленные на окружающую среду, – личные цели выживания и развития в окружающей среде, цели, определяемые внешней средой.

Внешняя среда определяет и цели группы - цели выживания, развития группы, которые в общем случае не имеют отношения к целям индивида (по отношению к индивиду и сама группа является его внешней средой). Цели человека в группе – это уже две категории целей: его личные (внутренние) цели, и внешние цели, задаваемые группой. Аналогично если группа, организация существует не изолированно, цели – это, опять же, уже две категории целей: внутренние цели, и внешние цели, задаваемые извне, цели других взаимодействующих субъектов.

В процессе постановки цели группа (или ее лидер) распределяет роли каждого из членов, ставит и согласовывает частную цель каждого члена группы (дифференциация – формирование дерева целей), проверяет совокупность поставленных частных целей на полноту и непротиворечивость, интегрирует частные цели, проверяя на соответствие поставленной общей цели, а далее координирует совместную деятельность группы по достижению общей цели. Только после этого группа организуется на достижение поставленной цели, она становится собственно группой. Такая группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» [8].

А после принятия организационных правил, норм, структуры, процедур - группа становится организацией, формальной организацией, которая может включать в себя и структурные подразделения нескольких уровней иерархии. И организация в целом, и каждое ее структурное подразделение, и каждый ее член может рассматриваться как субъект действия, который имеет внутренние цели и которому ставятся внешние цели.
Внешние цели имеет и государство (как организация), не имеет их только мировое сообщество, но, возможно, с развитием космоса, внешние цели появятся и у него.

Любая же современная организация существует не сама по себе, она входит сообщество более высокого порядка, она всегда имеет и внутренние цели, и внешние цели задаваемые обществом. У формальной же организации, всегда есть ее учредитель (государство, другая организация, физическое лицо) который ставит перед ней и свои цели. Имеются и цели, которые ставит перед предприятием государство, одна из целей проста и ясна – получать свой законодательно заданный процент, далее ее не будем рассматривать (но она может быть важна при решении вопросов минимизации налогообложения).

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация: человек, стратегия, структура"

Стр. <<   1 2

01.12.2016 0:14  А.Т.

Можно ли определить менеджмент как человеческий фактор?

01.12.2016 10:04  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно сказать, что в менеджменте существует два направления: "механистическое" и "человеческое".

Первое рассматривает человека как "рабочую силу" и базируется формальной организации, директивном руководстве на наказании за отклонение от формальных норм и директив. Оно имеет особое распространение при безработице, монопольном положении предприятия, "выгодных" госзаказах, во всех случаях, когда человеком движет страх перед наказанием или увольнением.

Второе рассматривает человека как творца и базируется на поощрении, такой формальной организации, которая обеспечивает цели и человека, и предприятия, на самоорганизации и самоуправлении, на высокой организационной культуре.

Второе направление и позволяет определить менеджмент как "человеческий фактор". К сожалению, можно отметить, что и в настоящее время это направление не является доминирующим.

06.06.2017 21:41  Никита

С чего начать разработку стратегии организации?

06.06.2017 23:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Стратегию можно начинать только с постановки цели. Ведь стратегия - это, в самом общем виде, и есть путь достижения поставленной цели.

07.10.2018 11:27  Лола

Активация человеческого фактора в организации

07.10.2018 15:11  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Пожалуй, существует только один действенный способ активации человеческого фактора в организации - это дать человеку возможность равноправно участвовать в формировании общих целей. Только тогда они будут соответствовать его ценностям и интересам. Директивная постановка целей очень редко приводит к активации человеческого фактора, и внешняя мотивация в этом практически не помогает.

Стр. <<   1 2


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация: человек, стратегия, структура", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru