О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.04.2014

Организация и управление. 1. Основные положения

1. Основные положения
 
Организация и управление – это два необходимых аспекта деятельности любой организации. При этом, если нет организации, то невозможно и управление, так как просто непонятно кто, кем и чем, и как должен управлять - «Деятельность по управлению никогда, конечно не происходит в еще неорганизованном пространстве» [1]. А без управления невозможно создать саму организацию («организованное пространство») – самим процессом организации необходимо управлять – ставить цели по организации деятельности, анализировать их достижение, при отклонении от целей проводить необходимые коррекции.
 
Уже из вышеизложенного видно, что термин «организация» имеет несколько значений. Эта многозначность хорошо сформулирована в оксфордском толковом словаре по психологии [2]: «ОРГАНИЗАЦИЯ – 
  1. Характеристика любой сложной системы, отражающая степень, в которой ее отдельные, структурно различные части функционально согласованы и взаимосвязаны. 
  2. Процесс, который действует для того, чтобы создать такую координированную систему. 
  3. Сама система, обнаруживающая такие качества».
Иными словами, организация в разных значениях этого термина означает 1) действующие организационные принципы (актуальные организационные документы и устные положения, организационная культура), 2) процесс создания этих организационных принципов, и 3) сам социальный субъект имеющий эти организационные принципы. И социальная организация – это организованная система. В то же время, управление это - «элемент, функция организованной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программ и целей, воздействие на систему, общество, коллектив предприятия, фирмы с целью их упорядочения, совершенствования и развития» [3]. Приведенное определение во многом повторяет десятки других но в отличие от них оно говорит и о том, что конечная цель управления не просто реализация целей и программ организации, а и совершенствование и развитие организации. При этом конкретные цели, например, производства могут входить в конфликт с целями совершенствования и развития – доминирование целей производства может тормозить развитие и приводить к снижению эффективности организации. Цели совершенствования и развития будут рано или поздно получать приоритет и даже корректировать и отменять некоторые цели производства.
 
Отметим, что некоторые из определений управления включает в него не только обеспечение реализации программ и целей, но и само целеполагание [например, 4]. А Пригожин отмечает, что «Единство целеполагания и целеосуществления - это основа эффективности социального управления. Поэтому целевое управляющее воздействие реализуется через два этапа деятельности по управлению: определение целей-заданий и разработка технологии их реализации. С точки зрения конечного итога они равноправны» [5].

Управление возможно только тогда, когда поставлена цель. Перед организацией всегда ставится цель, ради которой она и создается, но достигается она десятками, сотнями, тысячами ее членов – необходимо довести эту цель до каждого подразделения – целеполагание, а далее управлять достижением поставленной целью (целеосуществление). Перед самим целеполаганием ставится цель разработки планов и проектов деятельности – частных целей для всех структурных подразделений. А когда эта цель достигается, мы получаем частные цели, которые определяют реальную текущую деятельность организации. Так что целеполагание можно справедливо считать частью управления. Но если перед организацией цель не поставлена, то она может заниматься только поисковой деятельностью [6]. Или просто ставить свои цели «от достигнутого», не занимаясь целеполаганием, заниматься только текущей операционной деятельностью.
 
Если мы рассмотрим саму деятельность организации, то в ней возникает два основных ее вида: во-первых, деятельность по взаимной увязке одновременно протекающих различных направлений деятельности (производство, новые разработки, развитие организации, продвижение на рынке) и различных вытекающих планов и проектов, имеющих свои частные цели, но подчиненные общей цели. И, во-вторых, целеосуществление - организацию достижения отдельных целей определяемых разработанными планами и проектами – последовательное выполнение отдельных операций, каждая из которых подчинена единой цели.
 
Это «два совершенно различных вида деятельности», которые Карл фон Клаузевиц определил как стратегия и тактика [7]. В военной сфере, по его определению, стратегия составляет план войны, намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям; тактика – организация самих по себе этих отдельных боев и ведение их. При этом стратегия должна быть ориентирована на конечную цель, которую государство ставит перед войной. [7]. Аналогично и в бизнесе, мы составляем план деятельности организации по всем направлениям, намечаем отдельные предметные цели, разрабатываем конкретные планы и проекты, даем в них установки отдельным операциям (стратегия). Организуем проведение этих операций и проводим их (тактика). Однако нужно отметить, что одна и та же задача может решаться и стратегически, и тактически.  
Если поставленная цель не раскладывается на несколько «с особыми целями, подчиненными общему целому» и просто организуется ее выполнение в целом, то это тактика. Если же цель раскладывается на несколько целей, которые взаимно увязываются и ставятся перед различными исполнителями – это стратегия. И стратегическое решение задачи, как видится, более детально и эффективно, чем тактическое.
 
Еще один важный момент, отмеченный Клаузевицем – это то, что стратегия – это процесс, использующий полученные тактические результаты для развития дальнейшей стратегии: «стратегия использует результат (боя) так, как то представляется возможным в соответствии с целью войны» [7].
 
В бизнесе стратегия исходит от цели, поставленной собственником перед организацией. Собственно стратегия – это целеполагание, отталкивающееся от цели, поставленной перед организацией, это управление целями – стратегическое управление. А тактика – это организация самих по себе отдельных поставленных стратегией целей и управление деятельностью по их достижению – тактическое (операционное) управление - целеосуществление. 

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ >> 2. Стратегическое управление
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация и управление"



15.03.2016 13:27  Татьяна

Основные слагаемые социального управления

15.03.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Управление любым предприятием – это управление людьми. А управление людьми – это управление потребностями человека. Человек не будет заниматься тем, что не удовлетворяет его потребности. В свою очередь, предмет удовлетворения потребности – это мотив (Леонтьев). Нет мотива, никакие планы, приказы, не работают. Можно отметить три категории потребностей, управляющих деятельностью человека: избегание наказания, получение вознаграждения от работодатель, получение вознаграждения от самой работы и её результатов.

Последнее как раз и является основой социального управления. Отсюда и можно вывести слагаемые социального управления: например, совершенствование условий труда, развитие человека в процессе работы, создание общественно-необходимой продукции, гордость за эту продукция, гордость за свою компанию, и т.д. Необходимо только выявить эти конкретные потребности применительно к вашему конкретному предприятию и развить их. Пример социального управления – управление волонтерами.


14.05.2016 17:42  Руководитель

Пути повышения качества управленческих решений?

14.05.2016 20:42  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Более качественны групповые решения, причем:
Цитата:
Что касается качества группового решения, то установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения
Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования
Кроме того, принимаемое решение не должно нарушать интересы сотрудников, как принимающих его, так и реализующих его. Интересы должны быть согласованы.

10.10.2016 10:37  Вика

Является ли управление кадрами одной из подсистем управления компанией?

10.10.2016 11:52  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

На наш взгляд, управление кадрами - это прерогатива непосредственных руководителей. Кадровая же служба компании - это, конечно, подсистема управления компании, только ее функции не "управление кадрами", а ведение кадрового делопроизводства, первичный подбор кадров (по формальным признакам и личностным характеристикам), кадровый учет, и др.
Есть конечно другие мнения, когда вводится т.н. HR-директор с широкими функциями вплоть до создания корпоративной культуры, но наше мнение - это все прерогатива непосредственного руководства:
Цитата:
«Можно сказать с полной определенностью, что единственной, действительно важной, проблемой руководителя является задача создания культуры и управления ею»
 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство.



14.02.2017 21:37  Алан

Что первично в системе управления?

15.02.2017 10:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В системе управления первична правильная мотивация сотрудников. Они должны быть мотивированы на достижение целей предприятия.

12.10.2017 13:35  Яна

В чем заключается суть управления?



12.10.2017 18:34  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Управление — это часть деятельности или отдельный ее вид, определяющий отклонения текущих результатов от поставленных целей деятельности (ее предвидимых результатов), обеспечивающая устранение этих отклонений (корректирующие и предупреждающие действия) и достижение требуемого конечного результата.

Для того, чтобы можно было управлять, необходима четкая цель (предвидимый результат), который можно сравнивать с текущим результатом деятельности. А, в сложных случаях, цепочку четких промежуточных целей, достижение которых приводит, в конечном итоге, к достижению конечной цели. Без четких целей управление невозможно – возможна только поисковая деятельность по определению целей.

Отметим, что любое управление – это проведение определенных изменений в условиях, материалах и ходе деятельности. Без проведения изменений управление невозможно.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация и управление", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Какова связь между целями участников организации?


14.11.2017 21:35   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель и целеполагание в теории социальной организации

Цель каждого человека, как показано в психологии, – это его личное развитие [1]. Но человек понимает, что, действуя в составе организации, ставя коллективные цели и достигая их коллективно, он достигать и более высокие личные результаты. Р. Сайерт и Дж. Марч писали: «Организации не имеют целей, цели имеют только люди ... согласие достигается в переговорах участников» [2]. «Поэтому цели компании на самом деле являются плодом переговоров о целях отдельных ее участников» [3].
Исходя из этого можно сказать, что связь между целями участников организации заключается в том, что достижение принятой ими общей цели обеспечивает и цели участников. Чем выше вера в это – тем теснее эта связь – тем эффективнее деятельность организации.
1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека.
2. Cyert R. M., March J. G., A Behavioral Theory of the Firm,
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия,



Наши новые статьи

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

30.08.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru