О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.04.2014

Организация и управление. 2. Стратегическое управление

2. Стратегическое управление

В 1980 году Джеймс Куинн так сформулировал стратегию: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [8].
 
Стратегическое управление – это итерационная постановка социально-экономических целей организации, выявление предметных целей, которые позволяют достичь эти социально-экономические цели (номенклатура выпускаемой продукции, новой продукции, проектов развития организации, проектов продвижения продукции на рынке, и т.д.) [9], разработка конкретных планов и проектов деятельности – конкретных целей структурным подразделениям, а также использование получаемых тактических результатов и их использования для развития стратегии. Это разработка «дерева целей» которое растет и развивается (при этом разработка дерева целей невозможна без разработки «дерева стратегий» и организационной структуры [10]). А на тактическом уровне идет организация деятельности по достижению этих целей, далее анализ полученных тактических результатов, передача их на стратегический уровень. Первый вопрос здесь в том, что является основой для постановки социально-экономических целей организации, что является целью самой организации.
 
Цель человека, как впервые определили Зигмунд Фейд (который, однако, рассматривал две альтернативы) и Альфред Адлер (без альтернатив), заключается в выживании, развитии, превосходстве и власти [11, 12]. Пригожин формулирует цель человека в организации несколько по другому, но с тем же смыслом: «Работник строит свое поведение в организации, стремясь к своему росту и оглядываясь на состояние других» [1]. При этом, как он отмечает, имеется определенное сходство целей человека и организации: «Сходные телеономические свойства присущи и организационным системам самим по себе, ибо они нуждаются в поддержании своего равновесия, сохранении устойчивости, так сказать, стремятся к выживанию» [1]. И свои социально-экономические цели организация может ставить только с оглядкой на окружение - не ниже, чем у конкурентов, и фиксация окружения – это исходный момент целеполагания - только сравнение текущего состояния окружения с прежним сможет указать нам на ее изменение, на возможную необходимость изменения целей организации и изменения организации под новые реалии.
 
Однако Сайерт отметил, что «организации не имеют целей, цели имеют только люди» [13]. И в вышеприведенной цитате Пригожина люди строят свое поведение исходя из стремления к своему собственному росту, а не из стремления развития и превосходства своей организации. Только когда вопросы собственного роста сотрудников и роста организации будут согласованы, организация будет иметь цель развития и превосходства. Если этого нет, такая цель будет только у собственника организации. Если же она будет только у руководителя и нескольких ключевых топ-менеджеров (что достаточно часто встречается в практике), то цель развития и превосходства организации будет только у них, и у собственника, а не у коллектива организации. И все цели, которые они будут ставить перед другими руководителями и сотрудниками будут для них только внешними целями, а не их внутренними.
 
Цель развития и превосходства, как отметил сам Альфред Адлер – это фиктивная цель, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму [12].

Однако переход от социально-экономических целей к предметным ничем не регламентирован, они ничего не говорят нам о том как их можно достичь [14]. «Выработка целей - это разновидность социального творчества, в котором объективные и субъективные моменты находятся в сложном соотношении. Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, "вычислены" из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации), ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях» [1].
 
Это один из самых неопределенных вопросов менеджмента, вопрос, который никогда и не будет формализован. Когда же будут поставлены общие предметные цели, вопрос переходит в практическую плоскость, однако и в этом случае их достижение не может иметь однозначного решения. Если двум руководителям проектов поставить цель создания одного и того же продукта, они создадут его каждый по-своему, и это будут разные продукты, отличающиеся друг от друга и по техническим характеристикам, и по потребительским свойствам, и по себестоимости. Однозначность целей может достигаться только на тактическом уровне, когда достижение поставленной цели четко формализовано, например, имеется полная конструкторская и технологическая документация. Но в этом случае деятельность может быть полностью автоматизирована – станки-автоматы, заводы-автоматы, и может осуществляться без участия человека.
 
Однако это касается только серийного производства, когда стоимость такого комплекта документации и подготовки производства раскладывается на большую серии продукции. В единичном и мелкосерийном производстве такая формализация экономически не выгодна. Чем меньше серия, тем меньше формализация, тем больше вопросов отдается решать человеку.
 
На высшем уровне, при постановке социально-экономических и общих предметных целей, при распределении между ними ресурсов, какая либо формализация этого процесса невозможна, соответственно невозможен и объективный контроль. Основной вопрос в том, исходя из чего руководитель будет ставить цели, определяющие развитие организации. Как уже отмечалось – не исходя из интересов организации, а исходя из своих личных интересов. Человек будет действовать исходя из целей организации только тогда, когда цели организации будут согласованы с его личными целями. Это краеугольный камень менеджмента известный более двухсот лет, который, однако, до настоящего очень слабо внедрен в деятельность наших организаций. И этот краеугольный камень не требуется только там, где человека может заменить автомат, но тогда и ставится автомат.
 
Это основной вопрос организации, без его решения не может быть ни эффективного целеполагания, ни эффективного стратегического управления, ни эффективного тактического управления. 

1. Основные положения << ОГЛАВЛЕНИЕ >> 3. Организация
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация и управление"



15.03.2016 13:27  Татьяна

Основные слагаемые социального управления

15.03.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Управление любым предприятием – это управление людьми. А управление людьми – это управление потребностями человека. Человек не будет заниматься тем, что не удовлетворяет его потребности. В свою очередь, предмет удовлетворения потребности – это мотив (Леонтьев). Нет мотива, никакие планы, приказы, не работают. Можно отметить три категории потребностей, управляющих деятельностью человека: избегание наказания, получение вознаграждения от работодатель, получение вознаграждения от самой работы и её результатов.

Последнее как раз и является основой социального управления. Отсюда и можно вывести слагаемые социального управления: например, совершенствование условий труда, развитие человека в процессе работы, создание общественно-необходимой продукции, гордость за эту продукция, гордость за свою компанию, и т.д. Необходимо только выявить эти конкретные потребности применительно к вашему конкретному предприятию и развить их. Пример социального управления – управление волонтерами.


14.05.2016 17:42  Руководитель

Пути повышения качества управленческих решений?

14.05.2016 20:42  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Более качественны групповые решения, причем:
Цитата:
Что касается качества группового решения, то установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения
Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования
Кроме того, принимаемое решение не должно нарушать интересы сотрудников, как принимающих его, так и реализующих его. Интересы должны быть согласованы.

10.10.2016 10:37  Вика

Является ли управление кадрами одной из подсистем управления компанией?

10.10.2016 11:52  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

На наш взгляд, управление кадрами - это прерогатива непосредственных руководителей. Кадровая же служба компании - это, конечно, подсистема управления компании, только ее функции не "управление кадрами", а ведение кадрового делопроизводства, первичный подбор кадров (по формальным признакам и личностным характеристикам), кадровый учет, и др.
Есть конечно другие мнения, когда вводится т.н. HR-директор с широкими функциями вплоть до создания корпоративной культуры, но наше мнение - это все прерогатива непосредственного руководства:
Цитата:
«Можно сказать с полной определенностью, что единственной, действительно важной, проблемой руководителя является задача создания культуры и управления ею»
 Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство.



14.02.2017 21:37  Алан

Что первично в системе управления?

15.02.2017 10:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В системе управления первична правильная мотивация сотрудников. Они должны быть мотивированы на достижение целей предприятия.

12.10.2017 13:35  Яна

В чем заключается суть управления?



12.10.2017 18:34  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Управление — это часть деятельности или отдельный ее вид, определяющий отклонения текущих результатов от поставленных целей деятельности (ее предвидимых результатов), обеспечивающая устранение этих отклонений (корректирующие и предупреждающие действия) и достижение требуемого конечного результата.

Для того, чтобы можно было управлять, необходима четкая цель (предвидимый результат), который можно сравнивать с текущим результатом деятельности. А, в сложных случаях, цепочку четких промежуточных целей, достижение которых приводит, в конечном итоге, к достижению конечной цели. Без четких целей управление невозможно – возможна только поисковая деятельность по определению целей.

Отметим, что любое управление – это проведение определенных изменений в условиях, материалах и ходе деятельности. Без проведения изменений управление невозможно.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация и управление", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Какова связь между целями участников организации?


14.11.2017 21:35   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Цель и целеполагание в теории социальной организации

Цель каждого человека, как показано в психологии, – это его личное развитие [1]. Но человек понимает, что, действуя в составе организации, ставя коллективные цели и достигая их коллективно, он достигать и более высокие личные результаты. Р. Сайерт и Дж. Марч писали: «Организации не имеют целей, цели имеют только люди ... согласие достигается в переговорах участников» [2]. «Поэтому цели компании на самом деле являются плодом переговоров о целях отдельных ее участников» [3].
Исходя из этого можно сказать, что связь между целями участников организации заключается в том, что достижение принятой ими общей цели обеспечивает и цели участников. Чем выше вера в это – тем теснее эта связь – тем эффективнее деятельность организации.
1. Адлер А. Наука о характерах: понять природу человека.
2. Cyert R. M., March J. G., A Behavioral Theory of the Firm,
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия,



Наши новые статьи

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

30.08.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее

13.06.2017 Человеческий фактор в управлении организацией
Человеческий фактор обусловлен тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей. Приходит только потому, что коллективный труд более эффективен с точки ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2017 CopSys.ru