Организация и управление. 3. Организация
3. Организация
Организация – это все то, что должно направлять деятельность организации, каждого ее структурного подразделения, каждого рядового сотрудника, на достижение поставленных перед ней целей, все то, что должно обеспечивать их достижение.
В плане стратегического управления – это упор на согласованность целей руководителей всех уровней организации, тем более сильный, чем выше уровень иерархии.
В плане оперативного управления – это упор на формальную документацию – регламенты бизнес-процессов, техническую и технологическую документацию, тем более сильный, чем ниже уровень иерархии.
Организация – это те долговременные цели, нормы и принципы деятельности, которые формализуются в виде миссии и видения организации, организационной структуры, политик, регламентов, которых организация будет реально придерживаться на практике достаточно длительное время. Формальные нормы – это только формальные документы. Практически же деятельность организации определяется внутренними нормами ее членов – организационной культурой. В идеальном варианте, когда цели организации и ее членов совпадают, формальные нормы и внутренние нормы, при правильной организации их составления, совпадают. Организация имеет четкий организационный порядок, направленный на достижение ее целей.
При этом организационный порядок на высших стратегических уровнях определяется в основном организационной культурой, формальные документы не многочисленны. Формальный порядок на нижних тактических уровнях определяются в основном формальными документами, но организационная культура определяет целеполагание и на этих уровнях. А целеполагание самой организации – это, в конечном итоге, интеграция целей самого нижнего уровня – уровня исполнителей. В конечном итоге именно они определяют цели организации.
Результат процесса организации (деятельности) – это:
1) актуальные (несмотря на изменения внутренней и внешней среды и отклонения от намеченных результатов) формальные организационные документы и регламенты деятельности, направленные на достижение целей организации.
2) организационная культура, направленная на цели организации, самоорганизация коллектива на достижение целей организации.
Создание формальной организаций включает разработку начальной стратегии, передачу разработанных планов и проектов на тактический уровень для исполнения, получение результатов деятельности, их анализ и разработку необходимых корректирующих мероприятий в случае обнаружения отклонения для его ликвидации, развитие и стратегии, и организации. Кроме того, организация включает и мониторинг внешней и внутренней среды, выявление отклонения показателей от прогнозируемых, анализ влияния отклонений на результаты деятельности. Если выявленное отклонение представляет опасность для организации, необходимо или устранить его (что однако далеко не всегда возможно) или разработать предупреждающие мероприятия которые должны минимизировать влияние отклонения на результат деятельности организации. Если выявленное отклонение представляет новые возможности для организации, предупреждающие мероприятия должны обеспечить максимальное использование этой возможности для повышения результата деятельности организации.
Создание неформальной организации включает формирование организационной культуры, всех ее аспектов, как рациональных, так и экспрессивных.
Корректирующие и предупреждающие мероприятия – это не только мероприятия по достижению поставленных целей, это и мероприятия по совершенствованию самой организации – актуализации формальных организационных документов, совершенствованию организационной культуры, а также постоянной актуализации проводимых проектов и планов. Собственно это также является одной из основных целей организации.
В большинстве случаев предупреждающие и, особенно, корректирующие мероприятия возникают на нижнем оперативном уровне, рассмотрим внимательнее оперативное управление.
__________________
Версия для печати