Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Парадигма менеджмента и парадигма предприятия. Существующие парадигмы

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №3, 2017

3. Четыре парадигмы современного менеджмента
 
Можно выделить не три (таблица 1), а четыре парадигмы современного менеджмента [1]. Их можно привести в виде, показанном в таблице 2.
 
Таблица 2. Парадигмы менеджмента – базовые парадигмы предприятия.

  Элементы парадигмы предприятия
Административная
парадигма
Экономическая парадигма
Партнерская
парадигма
Попустительская
парадигма

Деятельность предприятия ориентирована на цели: Предприятия, общества Предприятия и коллектива Предприятия, коллектива, общества Коллектива
Определение средств оплаты труда: Плановый ФОТ Плановый ФОТ Согласованная фиксированная часть выработки Большая часть выработки 
Определение вознаграждения сотрудников: Повременное с субъективными премиями или сдельное со снижением расценок Повременное с премиями по показателям По вкладу в результат предприятия Повременное с субъективными премиями
Основной стиль управления: Авторитарный
Демократический Партнерский Попустительский

Процент документирова-ния необходимых положений: Высокий Высокий Высокий Низкий
Другие положения формальной организации Во многом требования к формальной организации изложены в стандарте менеджмента качества ИСО 9000 

Самоконтроль Неформальная организация слаба, если доминируют цели предприятия. Но может быть сильной при доминировании целей общества
Ограничен Высокий Очень ограничен
Производствен-ная культура Средняя Высокая Низкая
Наличие корпоративной культуры  Возможно ограниченно Обеспечивается Невозможно
Организация деятельности в нерегламентиро-ванных ситуациях Средняя Высокая Низкая
  
Примечание. В таблице отмечены только самые общие реально возможные положения неформальной организации.
 
При составлении данной таблицы (табл.2) мы не ставили целью привести полные парадигмы менеджмента, цель – показать их отличия. Административная парадигма примерно соответствует традиционной (табл. 1), а экономическая и партнерская – инновационной (табл. 1). Имея такие четыре парадигмы менеджмента, собственник уже может выбрать необходимую ему парадигму менеджмента, создать и парадигму своего предприятия. Рассмотрим эти четыре парадигмы (табл. 2).
 
1. Административная парадигма. Цели предприятия и коллектива не гармонизированы. Управление осуществляется через формальный контроль. Корпоративная культура отсутствует, неформальная организация слаба. Отношения – зависимость от руководства. Ограниченность формальной организации компенсируется приказами и распоряжениями.
Однако положение меняется, когда у предприятия имеется высокая общественная цель – высокая миссия (армия во время боевых действий, оборонные предприятия, коммерческие и некоммерческие предприятия, выпускающие признанную общественно-необходимую продукцию и т.д.). Тогда, несмотря на формализм, предприятие может иметь высокую корпоративную культуру: самоконтроль, самоорганизацию и самоуправление на достижение общественно-необходимой цели. Во многом это зависит от руководителя. Это же социальное положение касается и всех других парадигм, но административной – особо.
Отмеченные два варианта административной парадигмы отличаются лишь социальной направленностью предприятия и, соответственно, организационной культурой. В принципе, второй вариант парадигмы можно назвать административно-социальной парадигмой, и выделять уже пять парадигм менеджмента.
 
2. Экономическая парадигма. Цели предприятия и коллектива негармонизированы, но оплата труда ведется по системе показателей. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на показатели, и формальный контроль, ориентированный на цели предприятия. Отношения – координации на достижение заданных показателей. Ограниченность формальной организации (ее ориентации на показатели) компенсируется приказами и распоряжениями, ориентированными на достижение целей предприятия.
 
3. Партнерская парадигма. Цели предприятия и коллектива гармонизированы. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на цели и коллектива, и предприятия. Корпоративная культура сильна – формальная организация является ее артефактом. Формальный контроль минимален. Отношения взаимозависимости. Ограниченность формальной организации компенсируется саморазвитием, самоорганизацией и самоуправлением коллектива на достижение целей предприятия.
 
4. Попустительская парадигма. Формальная организация ограничена и мало актуальна. Неформальная организация замыкается на локальные цели отдельных групп. Управление на достижение целей предприятия осуществляется через формальный контроль, но он слаб. Отношения и зависимости от руководства, и взаимозависимости, и координации, при такой парадигме слабы. Эта парадигма характерна для творческих коллективов, в бизнесе она приводит к низкой эффективности предприятия.
 
Отметим что сейчас в большинстве случаев парадигмы создается подсознательно, и даже если предприятие давно уже функционирует, руководителю бывает довольно трудно сформулировать свою парадигму. Тем не менее, без сформулированной парадигмы, деятельность предприятия не может быть стабильной – ведь для стабильности и эффективности предприятия необходимо постоянство ключевых положений в долгосрочной перспективе. Парадигма может изменяться только при обнаружении серьезных проблем, угрожающих предприятию, или наоборот, при обнаружении больших открывающихся возможностей, требующих перестройки предприятия. Все конструкции предприятия создаются в рамках парадигмы – не выходя за эти рамки. И вся деятельность предприятия исходит именно от его парадигмы. Она определяет и стабильность, и эффективность предприятия.
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025