О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
09.03.2016

Организация предприятия и система организационно-правовых документов. Принципы разработки

5. Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
5.1. Принципы разработки 

Должностная инструкция должна отражать роль руководителя и как руководителя системы, перед которой поставлены определенные цели и политики (1), и как части «официально выделенного органа управления частью организации», в которой он присутствует в двух ролях: роли руководителя в своем органе управления (2) и роли одного из подчиненных в вышестоящем органе управления (3). Поэтому должностная инструкция должна включать:
  1. Цели, которые ставятся перед руководителем, предвидимые результаты его деятельности, ресурсы, обеспечивающие их достижение, в первую очередь, те, которые должны поступать от других подразделений. При этом результаты подразделения – это не указания, распоряжения, планы, …, а результат деятельности всей управляемой системы.
  2. Взаимодействие с вышестоящим руководителем (субординация и реординация), с другими смежными руководителями (координация). 
  3. Взаимодействие со своими подчиненными (субординация и реординация). Для рядового сотрудника в этой роли описывается его взаимодействие с его производственным оборудованием.
Первая роль может быть описана только исходя из положения о подразделении. Собственно, и вопросы субординации, реординации и координации зависят от системы управления предприятием, самостоятельности структурных подразделений, что также определяется положениями о подразделениях. Поэтому разработка положения о подразделении должна предшествовать разработке должностной инструкции.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что организационно-правовая документация, представленная в различных изданиях, Интернет, да и в [1] не может непосредственно использоваться предприятием, так как «не учитывает особенностей организации производства, труда и управления" конкретного предприятия. Тем более не учитывает его принципов и норм деятельности.

5.2. Положение о подразделении

Подразделение («официально выделенный орган управления частью организации») – это руководитель и все непосредственно подчиненные ему должностные лица. Вход и выход (в системном их понимании) у подразделения (как органа управления) не определены (они определены только для подразделения нижнего уровня иерархии – руководителя и рядовых сотрудников управляющих средствами производства). Положение о подразделении как об органе управления – это положение о руководителе и его непосредственных подчиненных, организации управления: координации, системе планирования и бюджетирования, отчетности, и т.д. 

Подразделение как система – это подчиненные подразделения и сотрудники всех его уровней иерархии, средства производства. Входом системы являются ресурсы, получаемые системой из внешней среды, а выходом – результат от реализации продукция во внешнюю среду. Эти входы и выходы реально работают только на самом нижнем уровне – уровне производства (гемба). Результат для предприятия – добавленная стоимость, чистый продукт. Результат подразделения – развитие материально-технической базы, условий труда, вознаграждение руководителям и сотрудникам. Положение о подсистеме предприятия – это положение о входах и выходах, процессах подразделения, и результатах подразделения, о том, что оно дает потребителю и самому предприятию. В подразделении как системе можно описать весь бизнес-процесс. Только описывать его придется несколько раз: для подразделений всех уровней иерархии (полностью и частично, например, всего производства, отдельных цехов, отдельных участков), что нецелесообразно. Результат подразделения как системы: самостоятельного – чистый продукт подразделения как системы по отчетам с управляемых нижних уровней, несамостоятельного – качество процессов и продукции подразделения как системы на выходе по отчетам с управляемых нижних уровней.

5.3. Содержание положения о подразделении

I. Общие положения.
II. Разделы положения о подразделении как о подсистеме предприятия:
  • Миссия – предназначение подразделения в предприятии.
  • Заданная цель подразделения и заданные политики достижения этих целей.
  • Частные цели подразделения, детализированные политики своего подразделения (формальные положения о культуре своего подразделения), основные программы деятельности – стратегия подразделения.
  • Продукция подразделения (таблица по каждому продукту аналогичная таблице 1):
  •  -Продукция на выходе подразделения и ее потребитель.
  •  - Исходные материалы на входе подразделения и их поставщики.
  •  - Результат подразделения (оценка, в целом, его деятельности и вознаграждения) со ссылкой на Положение о мотивации и системе оплаты труда.
  • Ссылка на формальные бизнес-процессы.
  • Материально-техническая база подразделения.
III. Разделы положения о подразделении как органе управления:
  • Руководитель подразделения и его непосредственные подчиненные (со ссылкой на штатное расписание или организационную структуру).
  • Самостоятельность подразделения в плане планирования, бюджетирования, взаимодействия с внешними структурами, и т.д.
  • Ссылки на другие организационно-правовые документы. 
4.Внешние и внутренние цели. Организационно-правовая документация и культура <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 5.4.Должностная инструкция

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация предприятия и система организационно-правовых документов"



27.09.2016 10:15  Игорь

Взаимосвязь эффективности деятельности работников и должностных инструкций?

27.09.2016 10:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Взаимосвязь может существенно положительной, а может быть и отрицательной. Собственно это справедливо не только для должностных инструкций, но и всех других организационных документов.
Положительна она тогда, когда:
  • Организационные документы помогают работникам в их деятельности (облегчается работа, работник достигает более высоких результатов и большего вознаграждения, и т.д.).
  • Организационные документы поддерживаются актуальными – в них проводятся необходимые коррекции.
  • Осуществляется действенный контроль за соблюдением организационных документов в тех случаях, когда их положения необходимы, но не дают непосредственного личного результата для работника.
Если три эти пункта не выполняются, организационные документы могут принести только к ухудшению эффективности деятельности работников.


27.10.2016 14:45  ВП

Разработке положений о подразделении должна предшествовать разработка бизнес-процессов?

27.10.2016 15:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

С одной стороны, в регламентах бизнес-процессов должы фигурировать подразделения-исполнители и границы этих подразделений и процедуры или документы на этих границах. С другой стороны, если структура предприятия уже задана, то разрабатываемые бизнес-процессы могут оказаться неоптимальными.

Лучший вариант – это когда организационная структура и бизнес-процессы разрабатываются совместно. Тогда и бизнес-процессы будут оптимальны, и в положениях о подразделениях можно будет четко указать входы и выходы подразделений, бизнес-процессы, в которых участвуют подразделения.

01.02.2017 13:45  Аня

К чему приводит отсутствие регламентов?

01.02.2017 19:25  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Любой процесс может выполняться самыми различными способами и эти способы имеют и разную эффективность, и обеспечивают разное качество. Регламентируется самый эффективный из возможных проверенных способов. Именно для этого и нужны регламенты.

Если регламентов не будет, эффективность сразу упадет: будет применяться и неэффективные процессы, новые сотрудники вообще не будут знать как им действовать.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Организация предприятия и система организационно-правовых документов", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Как проводится декомпозиция высших целей?


04.12.2018 18:47   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Современная организация: дерево целей – дерево стратегий

Декомпозиция высших целей не может проводиться в принципе - высшие цели являются «неразложимыми», «непредметными». Любые высшие цели, например, повышение прибыли, повышение капитализации, занятия лидирующих позиций в рыночных нишах, и др., невозможно разложить на компоненты.
Необходимо не проводить декомпозицию высших целей, а находить такую систему предметных целей (разработка, производство и реализация конкретных продуктов, средств их производства), достижение которой и обеспечит достижение высших целей предприятия. При этом цель - это предвидимый результат и средства его достижения, как технологические, так и институциональные. Цель без адекватных средств - это, как отмечал еще Гегель, - «пустая цель». И здесь целый комплекс проблем (в большей части социальных), которые необходимо разрешить, и краткий ответ на Ваш вопрос невозможен. Этот ответ можно найти в наших последних статьях, а еще лучше напишите на наш адрес info@corpsys.ru.



Наши новые статьи

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее

06.06.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru