О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
28.07.2010

Составляющие эффективной деятельности предприятия

Эффективность деятельности предприятия
 
А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов 
Журнал "Российское предпринимательство"*,
июль 2010 г. Вып.2.
 
Любой собственник стремится повысить эффективность деятельности предприятия. Как решить эту задачу? С чего начать? Каков план действий?

Можно заняться оптимизацией бизнес-процессов, оптимизацией организационной структуры предприятия, вводить бюджетирование, и т.д., и т.п., так?

Однако еще в древности Платон с замечательной ясностью установил неделимость целого на его отдельные части [1], а Аристотель установил, что целое больше простой суммы своих частей [2]. Крупный русский философ С.Л.Франк (1887-1950) утверждал, что «изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т.е. система отношений между частями» [3].Во всеобщей организационной науке Богданова организованный комплекс определяется на основе принципа несводимости целого к сумме всех его частей, при этом, чем больше отличие целого от суммы самих частей, тем более это целое организованно [4].

Таким образом, только если предприятие организовано очень слабо, можно еще получить некоторый эффект от фрагментарной оптимизации, эффект, далекий от потенциальных возможностей.

По-хорошему же, необходимо познать сущность целого, и, исходя из этого, выстраивать связи между различными элементами.

Решение задачи повышения эффективности деятельности необходимо начинать с решения вопроса о сущности целого: сущности предприятия, сущности бизнеса. Причем, это вопрос далеко не академический, каждый конкретный бизнес имеет свою собственную сущность, не поняв которую невозможно надеяться на хороший результат.

К сожалению лишь некоторые руководители и собственники понимают эту проблему. Многие ставят задачу так: «Мы хотим внедрить систему планирования ресурсов предприятия (ERP)», или «Систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)», и т.д. Но, обращая внимание только на одну часть, невозможно серьезно улучшить работу целого, наоборот можно даже расстроить уже сложившуюся организованную систему.

Да и как понять полезность достигнутого повышения эффективности какой-либо отдельной части предприятия? Ну, повысили эффективность деятельности такого-то участка в два раза, хорошо это или плохо? Если хорошо, то, что это дает предприятию, бизнесу? И мы снова возвращаемся к вопросу о сущности предприятия, сущности бизнеса. Не познав сущности целого, невозможно даже понять, к чему же приводят те или иные изменения в частях.

Следовательно, перед собственником предприятия встает всего один основной и первоочередный вопрос: в чем заключается сущность его бизнеса. Как ее определить, измерить, оценить…

Ни для кого не секрет, что цель любого бизнеса - финансовый результат. Но достигнутый предприятием финансовый результат дает довольно мало информации о самом бизнесе, он ничего не говорит о том, что будет завтра, в следующем квартале, в следующем году. Сущность бизнеса не только в получении сиюминутного результата, а в стабильном и увеличивающемся финансовом результате предприятия в долгосрочной перспективе.

Какое предприятие можно назвать эффективным:
  1. Достигнутый финансовый результат должен быть выше уровня, достигнутого конкурентами.
  2. Прогнозируемый (расчетный) рост финансового результата в ближайшей перспективе должен быть выше уровня, достигнутого конкурентами на текущий момент (или прогнозируемого в ближайшей перспективе).
  3. Предприятие выделяет достаточные ресурсы на поддержку и развитие своей деятельности, правильно их использует.
Если убрать любой из приведенных показателей, то предприятие не может быть названо эффективным, они все являются необходимыми.
  • Если предприятие достигло финансового результата ниже, чем у конкурентов, оно еще не эффективное, но может таким стать в перспективе (п.п. 2, 3).
  • Если расчетный рост финансового показателя ниже, чем у конкурентов, то предприятие вскоре может потерять свои конкурентные преимущества.
  • Если предприятие не выделяет достаточных ресурсов на поддержку и развитие, или неправильно их использует, то велики риски, что оно не достигнет прогнозируемых показателей, и, со временем, потеряет свою эффективность.
На наш взгляд, эти условия тогда являются также и достаточными.
 
 
 
*Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Росии.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Составляющие эффективной деятельности предприятия"

Стр. <<   1 2 3

19.09.2016 17:55  Тамара

Сущность эффективной деятельности предприятия

19.09.2016 19:01  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Сущность эффективной деятельности предприятия заключается в том, что необходимо обеспечивать и эффективность предприятия, и эффективность персонала, необходим паритет.

20.09.2016 11:35  Тамара

А как понять паритет эффективности предприятия и персонала?

20.09.2016 13:27  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Извините, ответил очень кратко.
Эффективность предприятия – это отношение достигнутого результатов к понесенным затратам. Эффективность человека – это также отношение его достигнутых личных результатов к его личным затратам.
Паритет достигается тогда, когда результат, достигнутый и использованием ресурсов предприятия, и усилиями всего персонала, разделяется на прибыль предприятия (результат предприятия) и на средства оплаты труда персонала (результат персонала) в согласованной пропорции.

09.01.2017 1:36  Андрей

Какие первоочередные факторы влияют на деятельность предприятия?

09.01.2017 10:36  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В первую очередь для эффективной деятельности важны следующие факторы:
  • оплата труда и мотивация;
  • планирование и бюджетирование;
  • управленческий учет.
И эти факторы должны быть взаимноувязаны в единой системе.

03.05.2018 14:33  Ната

Принципы взаимодействия между структурными подразделениями?

03.05.2018 17:52  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Взаимодействие структурных подразделений наиболее эффективно осуществляется при использовании процессного и проектного подходов и сетевого планирования. При обоих подходах мы получаем всех поставщиков структурного подразделения и все, что они поставляют на входы подразделения, всех потребителей и всю продукцию на выходах подразделения для этих потребителей. Сетевой план покажет что и когда получает подразделение, что и когда должно поставлять.

28.01.2019 16:40  Валентина

В чем измеряется величина эффективности?

28.01.2019 18:24  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Эффективность предприятия может измеряться по отношению к тем целям, которые собственник ставит перед предприятием. Это может быть прибыль, капитализация, место в своей рыночной нише, и т.д. Если говорить о сравнении предприятий, то наиболее распространен показатель выработки на человека в год по чистому продукту равный сумме прибыли и средств оплаты труда. Значение этого показателя зависит и от рыночной ниши. В среднем можно сказать, что если выработка на человека более 4-х млн. руб. на человека - предприятие эффективно. Если в пределах 2-4 - возможно есть резервы повышения эффективности. Если менее 2-х - необходимы меры по повышению эффективности.

Однако необходимо отметить, что эти показатели имеют значение только на больших интервалах времени - они не отражают технологическую и институциональную среду предприятия. Ведь можно достигать нужных результатов за счет работы предприятия "на износ". В этом случае до поры до времени будет видимость эффективной деятельности, но затем неминуемый спад, возможно даже лавинообразный.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Составляющие эффективной деятельности предприятия", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

29.01.2019 15:33   Антонина   Статья: Эффективное стратегическое управление

Можно ли рассматривать развитие организационной культуры предприятия как элемента системы стратегического управления?


29.01.2019 19:25   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Эффективное стратегическое управление

Элементы системы стратегического управления - это участники деятельности - собственник, руководитель предприятия, топ-менеджеры …

Система стратегического управления - это долгосрочная программа деятельности в условиях неопределенности внешней и внутренней среды. Эта программа включает различные проекты: создания новой продукции, внедрения новых технологий и средств производства, производства и реализации продукции, развития институциональной среды, включающей и вопросы развития организационной культуры.

Таким образом, развитие организационной культуры предприятия - это один из проектов системы стратегического управления.



Наши новые статьи

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН №1, 17.01.2019 г.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее

06.06.2018 Целеполагание — основа современного менеджмента Журнал "Менеджмент сегодня" №2 2018 г.
В менеджменте механизм целевого управленческого воздействия состоит из целеполагания и целеосуществления, только аспекты целеполагания из-за их сложности как бы не относятся к менеджменту — это вопросы творчества, ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru