О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.08.2014

Цель как основа стратегии. 1. Миссия


1. Миссия предприятия

Миссия, как отмечалось, - это предназначение предприятия в обществе, формулирование общественно необходимых социальных целей, достижение которых предприятие берет на себя, основная политика предприятия. И это не красивые слова: «Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. … Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе» [8]. Такая миссия не только показывает направление деятельности предприятия, но и является мощным нематериальным стимулом, направляющим деятельность коллектива на достижение поставленных целей. «Людям в их деятельности важны не столько деньги, сколько постоянно расширяющиеся возможности что-то делать обществу материально и духовно» [9].

В утилитарном же смысле миссия определяет рыночную нишу предприятия. В зависимости от рыночной ниши максимальная эффективность предприятия может различаться в два и более раз. Причем там, где эффективность выше, там и образуется больше предприятий, в итоге ситуация несколько выравнивается. Однако не совсем – для работы в определенной рыночной нише необходимы и определенные компетенции, и определенные, порой очень существенные, начальные капитальные вложения.

При этом сформулированная миссия предприятия не позволяет непосредственно поставить цель предприятия. Миссия как предназначение играет роль в мотивации. А рыночная ниша – во внутренней и внешней среде, в продукции предприятия.
 
2. Политики достижения цели

Политики – это правила, нормы и принципы, с одной стороны организующие и направляющие нашу деятельность на достижение поставленных целей, с другой - ограничивающие эту деятельность определенными рамками, и это касается всех областей: внутренних процессов, финансов, кадров, конкурентов, и т.д. Имеются формальные политики предприятия, направленные на достижение целей предприятия, закрепленные директивно (миссия, формальные регламенты, положения о культуре), политики коллектива, направленные на достижение целей коллектива (организационная культура), политики каждого сотрудника (личная культура). Эти политики мы используем при любом нашем управленческом решении, сознательно или подсознательно. При этом возможны и конфликты политик, например, личные политики могут идти вразрез с формальными. И отметим, что политики – это не догмы, они могут (и даже должны) пересматриваться со временем, например, при изменении внутренней или внешней среды.

Политики сами по себе, опять же не позволяют дать оценку цели предприятия. Однако они предопределяют каждое принимаемое решение, каждую поставленную цель, и, в итоге, влияют на конечный результат. Правильно заданные политики позволяют ставить и более высокие цели. Особенно важно для, как видно, этого согласование целей предприятия, коллектива, каждого сотрудника – согласование всех политик.
 
3. Мотивация

Мотивация – это согласование целей предприятия и целей коллектива, это формирование интереса, внутренних мотивов деятельности направленных на достижение поставленных сотрудникам целей, их веры в достижение поставленной цели. «Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже об единстве действий [10]. И это не простой вопрос, особенно в вопросах, касающихся морали, что отмечал еще почти двести лет назад выдающийся военный стратег Карл фон Клаузевиц [6], отмечал тогда, когда психологии, как науки, и не было.  

Система мотивации – это часть организации, часть внутренней среды. И система мотивации во многих случаях уже сразу может показать на достижимую цель. Так, например, если на нашем российском предприятии повременная система оплаты труда, то достижимая цель предприятия, при переходе на оплате по конечному результату, может быть увеличена как минимум вдвое.
 
4. Внутренняя среда

Внутренняя среда – это фактически все предприятие – его кадры, основные фонды, оборудование, и организация: организационная структура, положения о подразделениях, должностные инструкции, система управленческого учета, система мотивации (как отмечалось выше), регламенты бизнес-процессов, технологическая документация, положения внутреннего распорядка, и т.д. При этом очень важна актуальность организационных документов – неактуальные документы ровным счетом ничего не значат, даже имеют демотивирующий характер. 

Чрезвычайно важный фактор внутренней среды, который следует выделить особо, – это культура: формальные положения о культуре, сама организационная культура, организационный порядок. Любой элемент внутренней среды оказывает влияние на эффективность предприятия. При этом основа предприятия как социальной системы – это организация и самоорганизация, организационная культура, направленная на достижение целей предприятия. 
 
5. Внешняя среда

Основной элемент внешней среды – это потребитель продукции, именно на него работает предприятие, удовлетворяет их потребности, формирует новые потребности. Здесь очень важно отслеживать потребности, спрос, определять направления деятельности предприятия в части модернизации существующей продукции и создания новой. 

Второй важный элемент внешней среды – это конкуренты. Необходимо отслеживать и их деятельность, их продукцию, планы, а также их организацию, их результаты и достижения, «держать руку на пульсе».
Имеют значение и все другие элементы внешней среды: поставщики, которые постоянно изменяют свою продукцию и ценовую политику, государство с его постоянно изменяющимися законами, соисполнители, инвесторы, т.д.

Внешняя среда влияет на достижимые цели предприятия также самым непосредственным образом. И через потребление продукции предприятия, и через инвестиции в развитие предприятия, и через необходимость борьбы с конкурентами, и т.д.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель как основа стратегии"



15.12.2014 13:28  Аркадий

Что первично миссия или цель?

15.12.2014 17:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В зависимости от того, из каких предпосылок собственник строит предприятие, первичными может быть как цель, так и миссия.

Если собственник ставит своей целью экономический результат предприятия, и исходя из этой цели выбирает рыночную нишу, в которой можно добиться максимальных результатов, то для него первична цель. А выбрав рыночную нишу он формулирует свою миссию (а зачастую и не формулирует).

Если же собственник выходит с идеей нового продукта предназначенного для более полного удовлетворения потребностей потребителей, то для него первична его предназначение, его миссия в обществе. Далее ему надо поставить экономические цели, иначе его предприятие просто не выдержит конкуренции.

13.06.2015 14:11  Марина

Какие цели может ставить перед собой организация

13.06.2015 17:55  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Ставить перед собой цели могут только естественные организации (первобытные общины, семья, клубы по интересам, другие социальные ассоциации, партии и т.д.). Цель естественных организаций, как и самого человека, выживание, развитие и превосходство.

В искусственных же организациях, к которым относятся все коммерческие организации, цели перед организацией ставит собственник. Это такие цели как, например, прибыль (извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности коммерческих организаций определено статьей 50 ГК РФ), лидерство в своей отрасли, известность и авторитет в обществе.

В коллективе компании могут организовываться неформальные естественные социальные организации (формальные – профсоюзы), которые так же могут ставить цели, например, улучшение условий труда, повышение зарплаты, повышение квалификации. Однако большинство таких целей могут быть реализованы только с поддержкой собственника.

19.04.2016 12:23  ВВП

Единицы измерения стратегических целей организации?

19.04.2016 15:09  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Есть общая цель организации, для коммерческих организаций – эта цель обычно имеет финансовую единицу измерения. Соответственно, будет лучше если и все производные стратегические цели (декомпозиция) будут также иметь финансовые единицы измерения, тогда можно будет легко оценивать вклад каждой стратегической цели в результат предприятия (цель – это предвидимый результат) и оценить суммарный результат по всем стратегическим целям.

28.11.2016 17:32  Василий

Отличие стратегических целей от целей в области качества?

28.11.2016 19:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегические цели - это система взаимозависимых частных целей, достижение которых в комплексе обеспечивает достижение социально-экономических целей предприятия. И в эту систему практически всегда входят и цели в области качества, ведь без их достижения практически невозможно достигнуть цели предприятия. Так что цели в области качества - это частные стратегические цели.

14.04.2017 0:29  Кристина

В чем различие миссии и цели?

14.04.2017 10:05  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Миссия - это предназначение предприятия обществе - удовлетворение им потребностей всех заинтересованных сторон: потребителей, коллектива предприятия, самого собственника, поставщиков, и т.д. И предприятие, если оно хочет успешно развиваться, должно удовлетворять эти потребности.
Миссия - это тоже цель, только цель, не имеющая конкретного значения и соответственно никогда не достижимая - она развивается вместе с развитием предприятия (фиктивная цель по определению Альфреда Адлера).

Цели же, исходя из которых строится стратегия предприятия и конкретные планы, должно иметь конкретную величину, и стратегия и планы предприятия зависят от этой величины. Так. например цель "максимальной прибыли" ничего не может сказать о стратегии и планах предприятия по достижению этой цели. Цель повышения прибыли на 5% в год позволит нам построить стратегию и планы, которые будут включать соответствующее сокращение издержек и совершенствование, например, продвижение продукции. Цель же увеличения грибы ли на 50%, даст совершенно другую стратегию - стратегию проведения определенных серьезных изменений в предприятии. И цель "максимальной прибыли" - это только фиктивная цель - часть миссии по удовлетворению потребностей собственника.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель как основа стратегии", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Главная цель в развитии фирмы?


11.06.2019 12:37   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Развитие организации – превращение проблем в возможности

Фирма должна развиваться в таком направлении, чтобы она могла максимально использовать свой потенциал: ставить максимально достижимые в существующей и предвидимой ситуации цели, обеспечивать достижение максимальных целей при изменении ситуации.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru