О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
19.08.2014

Цель как основа стратегии. Этапы

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №8 2014 г.
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Введение

Стратегия, в самом общем виде, – это программа достижения поставленной цели: проекты и планы, их этапы, промежуточные цели, сроки, ресурсы... При этом, какова будет поставленная цель, такова будет и конкретная стратегия ее достижения, примерно таков будет и получаемый результат, ведь цель – это и есть предвидимый результат [1]. И результат зависит в первую очередь от самой поставленной цели. Если цель занижена, занижен будет и результат. Если цель завышена, то можно вообще не получить никакого результата. И одно из основных требований к цели – это то, что она должна быть достижима [1]. Но постановка оптимальной цели – максимальной, но достижимой, как показывает практика, это самый сложный вопрос современного менеджмента.
 
Этапы постановки цели

Общая цель большинства предприятий – это социально-экономическая цель – то, чего предприятие хочет добиться в обществе, какой экономический эффект хочет получить, и в какой сфере деятельности. И сфера деятельности – это первый до постановки цели возникающий вопрос, вопрос (1) миссии предприятия, его предназначения в обществе, общественный смысл его существования в обществе. И от того, какую миссию изберет предприятие, во многом зависят и его достижимые социальные и экономические цели.

Второй вопрос, предшествующий постановке цели – это (2) политики предприятия: нормы (в том числе и этические), правила, принципы его деятельности. От них зависят и поставленные цели, и стратегия. Если, например, мы примем политику привлечения сторонних средств, то у нас будут одни цели и стратегия, если же использования только своих внутренних резервов - другие.

Определившись с миссией и политиками, мы можем в принципе поставить цель предприятия, но адекватно это можно сделать только исходя из знания и прогнозирования внутренней и внешней среды (и при этом учесть, что мы можем управлять и внутренней, и внешней средой). И здесь возникает много проблем.

Можно твердо сказать: без цели нет и стратегии. Однако, как сказал Белинский еще 200 лет назад, без интереса нет цели, а без цели нет деятельности [2]. Это же далее показали и психологи, и социологи. А без деятельности, не будет и результата. Это вопрос (3) мотивации на достижение поставленной цели, на получение заданного конечного результата. И это очень важный вопрос: от применяемой системы мотивации достижимый результат меняется не на проценты, а в разы, что показал еще Фредерик Тейлор 100 лет назад [3]. Соответственно от принятой системы мотивации зависит и цель, которую мы можем поставить предприятию. И вопрос мотивации требуется рассмотреть, опять же, до постановки цели, и если система мотивации не направляет и не мобилизует коллектив на постановку и достижение максимальных целей, необходимо предусмотреть в разрабатываемой стратегии соответствующие проекты по изменению внутренней среды в данной части. Аналогично и с другими вопросами, влияющими внутренней среды на конечные результаты предприятия: организация деятельности (мотивация – это только часть организации), техническая оснащенность, и т.д. При этом исследования показывают, что «Главная проблема России — неорганизованность. Я не преувеличиваю, именно она приносит 80% потерь» [4], и она занижает их эффективность до 3-4-х раз, и это основной фактор не дающий нам достичь уровня эффективности ведущих экономик мира [5].

Таким образом до постановки цели необходимо внимательно рассмотреть и все другие вопросы (4) внутренней среды, определить максимально достижимые цели, которые предприятие в силах достичь. Здесь имеется один чрезвычайно важный факт: если коллектив мотивирован на достижение высоких целей, то он сам будет определять и устанавливать именно максимально-достижимые цели, определять пути достижения этих целей (самоорганизация). Если же нет, то коллектив будет ставить и обосновывать минимальные цели, и бороться с этим административными методами практически бесполезно.

Реально достижимые цели зависят и от (5) внешней среды, которая потребляет продукцию предприятия, и дает соответствующий экономический результат, и конечно от самой (6) продукции предприятия – если продукция не будет удовлетворять потребности потребителя, никто ее приобретать не будет, не будет и экономического эффекта у предприятия, не будет и социального. И ставить цель предприятия можно только с учетом внешней среды, при необходимости закладывая в стратегию проекты ее изменения в требуемом направлении.

Кроме того, анализ конкурентов и аналогов позволяет выявить их политики, организацию, результаты деятельности, и сравнить с собственными. И это может внешне поставить определенные рамки для цели предприятия – нижнюю границу – на грани конкурентоспособности, и верхнюю – на уровне несколько выше максимальных результатов по своей отрасли.

Рассмотрев продукцию, проанализировав внутреннюю и внешнюю среду, поняв какими они должны быть (с учетом принятых политик) для обеспечения максимальной эффективности, мы получаем, фактически общее (7) видение нашего предприятия в конкурентной среде. Видение предприятия, позволяющего ставить и достигать максимально-достижимые, в рамках принятых политик, цели, достигать максимальной эффективности и конкурентоспособности.

Только после рассмотрения комплекса всех отмеченные вопросов можно адекватно поставить максимально-достижимую (8) цель предприятия, а далее приступить к разработке стратегии ее достижения – определению ряда действий, которые должны привести к достижению этой цели [6,7].

Очень кратко рассмотрим эти восемь отмеченных вопросов.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель как основа стратегии"



15.12.2014 13:28  Аркадий

Что первично миссия или цель?

15.12.2014 17:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В зависимости от того, из каких предпосылок собственник строит предприятие, первичными может быть как цель, так и миссия.

Если собственник ставит своей целью экономический результат предприятия, и исходя из этой цели выбирает рыночную нишу, в которой можно добиться максимальных результатов, то для него первична цель. А выбрав рыночную нишу он формулирует свою миссию (а зачастую и не формулирует).

Если же собственник выходит с идеей нового продукта предназначенного для более полного удовлетворения потребностей потребителей, то для него первична его предназначение, его миссия в обществе. Далее ему надо поставить экономические цели, иначе его предприятие просто не выдержит конкуренции.

13.06.2015 14:11  Марина

Какие цели может ставить перед собой организация

13.06.2015 17:55  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Ставить перед собой цели могут только естественные организации (первобытные общины, семья, клубы по интересам, другие социальные ассоциации, партии и т.д.). Цель естественных организаций, как и самого человека, выживание, развитие и превосходство.

В искусственных же организациях, к которым относятся все коммерческие организации, цели перед организацией ставит собственник. Это такие цели как, например, прибыль (извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности коммерческих организаций определено статьей 50 ГК РФ), лидерство в своей отрасли, известность и авторитет в обществе.

В коллективе компании могут организовываться неформальные естественные социальные организации (формальные – профсоюзы), которые так же могут ставить цели, например, улучшение условий труда, повышение зарплаты, повышение квалификации. Однако большинство таких целей могут быть реализованы только с поддержкой собственника.

19.04.2016 12:23  ВВП

Единицы измерения стратегических целей организации?

19.04.2016 15:09  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Есть общая цель организации, для коммерческих организаций – эта цель обычно имеет финансовую единицу измерения. Соответственно, будет лучше если и все производные стратегические цели (декомпозиция) будут также иметь финансовые единицы измерения, тогда можно будет легко оценивать вклад каждой стратегической цели в результат предприятия (цель – это предвидимый результат) и оценить суммарный результат по всем стратегическим целям.

28.11.2016 17:32  Василий

Отличие стратегических целей от целей в области качества?

28.11.2016 19:46  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегические цели - это система взаимозависимых частных целей, достижение которых в комплексе обеспечивает достижение социально-экономических целей предприятия. И в эту систему практически всегда входят и цели в области качества, ведь без их достижения практически невозможно достигнуть цели предприятия. Так что цели в области качества - это частные стратегические цели.

14.04.2017 0:29  Кристина

В чем различие миссии и цели?

14.04.2017 10:05  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Миссия - это предназначение предприятия обществе - удовлетворение им потребностей всех заинтересованных сторон: потребителей, коллектива предприятия, самого собственника, поставщиков, и т.д. И предприятие, если оно хочет успешно развиваться, должно удовлетворять эти потребности.
Миссия - это тоже цель, только цель, не имеющая конкретного значения и соответственно никогда не достижимая - она развивается вместе с развитием предприятия (фиктивная цель по определению Альфреда Адлера).

Цели же, исходя из которых строится стратегия предприятия и конкретные планы, должно иметь конкретную величину, и стратегия и планы предприятия зависят от этой величины. Так. например цель "максимальной прибыли" ничего не может сказать о стратегии и планах предприятия по достижению этой цели. Цель повышения прибыли на 5% в год позволит нам построить стратегию и планы, которые будут включать соответствующее сокращение издержек и совершенствование, например, продвижение продукции. Цель же увеличения грибы ли на 50%, даст совершенно другую стратегию - стратегию проведения определенных серьезных изменений в предприятии. И цель "максимальной прибыли" - это только фиктивная цель - часть миссии по удовлетворению потребностей собственника.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель как основа стратегии", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Главная цель в развитии фирмы?


11.06.2019 12:37   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Развитие организации – превращение проблем в возможности

Фирма должна развиваться в таком направлении, чтобы она могла максимально использовать свой потенциал: ставить максимально достижимые в существующей и предвидимой ситуации цели, обеспечивать достижение максимальных целей при изменении ситуации.



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2019 CopSys.ru