О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Консалтинг
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Разработка организационной документации и регламентов бизнес-процессов

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
25.03.2015

Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация. Постановка цели

Введение
 
Российские предприятия существенно уступают западным в эффективности, причем в основном причина отставания — неэффективная организация труда, а «дефицит навыков управления — второй по значимости фактор, обуславливающий отставание России от США по уровню производительности» [1]. Отечественные предприятия не имеют стратегий, позволяющих достигать целей, которые ставят перед собой предприятия из развитых стран, да и не все западные компании имеют такие стратегии: «Вас могут ждать два неприятных открытия. Первое — что у вашей компании на самом деле отсутствует сильная стратегия. И второе — что вы почти ничего не делаете, чтобы это изменить» [2]. «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»)» [3]. Рассмотрим более подробно вопрос постановки.
 
1. Постановка цели предприятия
 
Для создания эффективной стратегии необходимо прежде всего сформулировать цель предприятия.
Обратимся к истории. Военная стратегия известна с VI–IV в. до нашей эры. Основные ее положения были сформулированы К. фон Клаузевицем еще в 1834 г. Как он отмечал, в военном деле первоначальным мотивом войны является политическая цель, устанавливаемая государством, и «она (стратегия) составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к ее достижению» [4, с. 108]. Зная же поставленную цель, определить стратегию достаточно просто: «Раз из состояния и отношений государства определилось, чего должна и чего может [курсив наш. — Авт.] достигнуть война, то найти к этому путь нетрудно; но неуклонно следовать по этому пути, проводить план до конца, не позволять себе тысячу раз сбиваться с него под влиянием различных побуждений — для этого помимо большой силы характера требуется еще и большая ясность и уверенность ума» [4, с. 110]. Намного труднее реализовать стратегию на практике.
 
В менеджменте цель предприятию ставит собственник [5], и эта цель внешняя по отношению к предприятию. А. Чандлер в 1962 г. впервые определил стратегию в менеджменте так: «Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [6]. В данном определении совмещена и стратегия собственника, ставящего цель предприятию, и стратегия самого предприятия по достижению этой внешней цели. Возможно, поэтому многие авторы даже не говорят о цели при определении стратегии бизнеса. Чаще утверждают: стратегия бизнеса (фирмы, предприятия) — «согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы (предприятия) и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия» [7].
 
Однако даже если собственник является руководителем предприятия, это все равно две разные роли. Ведь если глава государства является и главнокомандующим, то вначале как руководитель государства исходя из государственной стратегии он ставит военную цель и только после этого как главнокомандующий разрабатывает военную стратегию ее достижения. Можно заключить, что военная четкость при определении цели предприятия необходима и менеджменту.
 
Государство в войне, как и собственник в менеджменте, побуждаемо к действиям желанием развития, превосходства, власти. Эта цель фиктивна, поскольку «не имеет реального существования», но эта «фиктивная цель превосходства» дает человеку «план души», «жизненный план как попытку ее добиться» (стратегию), который в реальной деятельности человека «всегда принимает конкретную форму» [8]. И государство, и собственник формируют этот конкретный план, задавая цели, обеспечивающие победу армии (государство) и предприятию (собственник).
 
Перефразируя цитату Клаузевица применительно к менеджменту, мы можем сказать: в менеджменте необходимо из состояния предприятия и отношений на рынке определить, чего оно должно и чего может достигнуть. Задавая цель предприятию, нельзя просто назвать какую-либо цифру или набор показателей, ведь, как указано выше, цель определяется состоянием предприятия, рыночной обстановкой, а также принятой собственником политикой — принципами, нормами, правилами, ограничивающими уровень цели этическими, экологическими, кадровыми, финансовыми факторами, рисками и т.д.
 
Таким образом, собственник должен сформировать свою политику по отношению к предприятию и внешней среде и поставить цели предприятию исходя из ограничений, накладываемых ею, с одной стороны, а также оценить цели, достигаемые прочими предприятиями своей рыночной ниши, с другой, определить, чего должно и чего может достигнуть предприятие. Если отношение «может — должно» (отношение результата, которого может добиться предприятие, к результату, который оно должно иметь для занятия прочных положений на рынке) будет больше единицы, то, значит, предприятие может успешно функционировать в своем рыночном окружении. Если же оно меньше единицы, то в текущем состоянии предприятие не может успешно конкурировать на рынке, его экономические показатели недостаточны, средств на развитие будет не хватать, необходимы серьезные меры по перестройке предприятия — нужна сильная стратегия, позволяющая достигнуть целей более высоких, чем те, которые привели предприятие к текущему состоянию.
 
Таким образом, стратегия собственника — это определение политики предприятия (или предприятий, их у собственника может быть несколько) и двух вариантов цели: той, которой предприятие должно достичь, и той, которой оно может достичь. Формулирование стратегии, когда поставлена конкретная цель, не представляет трудности, проблемой может стать именно ее практическое применение
и неизбежно вызываемое этим изменение ситуации на предприятии.

                            <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 2. Необходимость сильной стратегии
 

Вы также можете посмотреть статьи 2016 года "Стратегия развития предприятия" и "Развитие организации"

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация"



04.03.2016 12:01  Валерий Юрьевич

Так что такое "сильная стратегия", кратко

04.03.2016 16:16  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если кратко, то сильная стратегия - это стратегия, которая позволяет ставить и реализовывать максимально достижимые цели, и более существенные, чем у конкурентов.

25.04.2016 10:50  Анна К.

Что такое видение в стратегическом менеджменте?

25.04.2016 12:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Видение - это один из основных элементов стратегического менеджмента. Стратегия нужна тогда, когда внешняя среда динамична и непредсказуема. Видение (предвидение) строится как раз на предсказании того, как будет развиваться ситуация, какой должна быть компания и ее продукция с учетом предсказания развития ситуации. Исходя из такого видения и ставятся стратегические цели, разрабатываются программы их достижения.
Да, это видение строится на предсказании непредсказуемой среды, на предсказании по отдельным порой незначительным и несвязанным факторам, иногда даже явно неосознаваемым. Процесс формирования видения невозможно формализовать, зачастую он проходит на подсознательном уровне. Можно сказать, что видение и предсказание – это дар, но дар, базирующийся на практическом опыте.

10.03.2017 10:51  Евгения

Исходя из чего выбирается стратегия предприятия?

10.03.2017 13:21  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия предприятия не выбирается, она определяется исходя из поставленных целей предприятия, внешней и внутренней ситуации. Стратегия - это и есть наиболее эффективный путь достижения поставленной цели.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Недостатки системы управления государственными предприятиями


22.02.2018 9:45   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Система стратегического управления Государственные унитарные предприятия

Недостатки системы управления государственными предприятиями примерно те же, что и предприятий, находящихся в частной собственности.
Основная же проблема государственных предприятий том, что ими управляет не собственник, который кровно заинтересован в развитии предприятия, а целая иерархия чиновников со своими личными интересами. Как отмечал Макс Вебер, собственник – это единственная инстанция, не требующая над собой управления. Соответственно оппортунистская деятельность в государственных предприятиях – коррупция, развита намного больше.
В частном предприятии систему управления создает собственник исходя из интересов развития своего предприятия. Какая система управления будет создана в государственном предприятии, зависит от чиновников, и она полностью зависит от чиновников. Она может быть и в интересах предприятия, а может быть и в интересах чиновников. Это зависит от институциональной среды государства.
Если посмотреть на институциональную среду нашего государства, то, по отношению к 90-ым, она сделала огромный шаг вперед, но еще далека от своих потенциальных возможностей. И, учитывая то, что в определенных вопросах, например, экологии, и собственник также требует над собой руководства от государства, потенциал государственных предприятий, не ниже, чем частных.



Наши новые статьи

18.01.2018 Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте Менеджмент сегодня, №1, 2018
При определении целей организации необходимо выявлять и использовать весь ее потенциал. При этом для того, чтобы цели оказались достижимыми, целеполагание, разработка стратегии и структуры должны стать единым процессом. ... далее

02.12.2017 Консалтинговый договор
Услуги управленческого консалтинга отличаются от всех остальных услуг тем, что не существует никаких формальных документов, определяющих предмет управленческого консалтинга, его результат. Причем никакой гарантии того, ... далее

30.11.2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации Менеджмент сегодня, №3, 2017
В статье раскрывается структура управления организацией, охватывающая систему постановки целей развития и производства, а также системы стратегического управления революционным развитием организации и классического ... далее

18.09.2017 Полная модель управления организацией Менеджмент сегодня, №2, 2017
В статье проведен анализ известных моделей управления организацией и описана практическая полная модель, включающая повседневную деятельность с постоянным совершенствованием, управление изменениями в организации, ... далее

16.06.2017 Разработка стратегии развития предприятия
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели – не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7 с. 7
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru


Рейтинг@Mail.ru

    © 2006—2018 CopSys.ru