7 Социальная организация как система. Модель. Конфликт целей. Цитаты
|
Организация как система
Существуют десятки определений системы, где-то дополняющие друг друга, где-то даже вступающие в противоречия. В самом общем виде система – это органичная совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой, обеспечивающих целостность и единство системы, при этом свойства системы обеспечивается всеми ее элементами, но не выводятся из свойств элементов, и не сводятся к ним.
Система функционирует во внешней среде и взаимодействует с ней. В процессе взаимодействия могут изменяться как внешняя среда, так и сама система. «Исходным пунктом любого системно-теоретического анализа должно быть различие системы и окружающего мира». Никлас Луман, 1984, Социальные системы |
|
Модель системы управления организации
Система управления является предметом изучения кибернетики. Беда в том, что системы управления достаточно сложны, чтобы служить адекватной моделью фирмы, причем настолько сложны, что кибернетики не понимают их полностью, не прибегая к моделям.
Стаффорд Бир, 1972, Мозг фирмы
|
|
Официальный представитель
Официальный представитель, обладающий полной властью говорить и действовать во имя группы, и, вначале, властью над группой с помощью магии слова приказа, замещает группу, существующую только через эту доверенность.
Пьер Бурдьё, 1993, Социология политики |
|
Социальная роль
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. … Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Поэтому практически во всех групповых действиях участники выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.
Андреева Г.М., 1999, Социальная психология |
|
Человек и организация
Между человеком и организацией – коллективом сплоченным на достижение поставленной цели много общего. Такая организация действует как единое целое: «Механизмы, объясняющие действия коллективного субъекта, это механизмы социальной системы, а не личности ... ценностная ориентация, которая является частью системы культурных ценностей, будучи инструментальной, осуществляет выбор, а не субъект».
Талкотт Парсонс, 1937, Структура социального действия
Личность в ее конкретной роли, а не тотальный индивид, является членом коллектива.
Талкотт Парсонс, 1966, Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
|
|
Взаимодействие систем
Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.
Андреева Г.М., 1999, Социальная психология
|
|
Взаимодействие систем
На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных … от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Рубинштейн С.Л. (1889-1960), Основы общей психологии
|
|
Цель организации, целеполагание
Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты. Перед любой организацией стоит множество разнообразных целей, упорядоченных в определенную иерархию. Главные цели, т.е. те, которые оказывают воздействие на направление развития и жизнеспособность структуры в целом, - называют стратегическими целями.
Герберт Саймон, 1964, О концепции организационной цели
|
|
Цели задания и цели системы
Внутренние (телеологические) цели организации – цели системы.
Внешние цели-задания организации – объективные потребности общества, организации, подразделений.
Общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию, образуют цели-ориентации.
Пригожин А.И., 1995, Социология организации
|
|
Конфликты целей
-
Конфликт целей-заданий и целей системы подразделения, работника – принципиально различна природа целей. -
Конфликт целей-заданий организации и общества – как понята, сформулирована цель-задание. -
Конфликт общей и частных целей-заданий организации. Конфликт целей-заданий на разных уровнях иерархии организации. -
Конфликт целей системы руководителя подразделения и самого подразделения. -
Внутренний конфликт целей системы – устойчивость и динамичность. -
Конфликт целей-заданий и целей системы организации - вероятность гегемонии целей системы.
Пригожин А.И., 1995, Социология организации |
|
|
__________________ Версия для печати
:
Наши статьи 2006-2025 годов
|