Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 


7 Социальная организация как система. Модель. Конфликт целей. Цитаты

Организация как система

Существуют десятки определений системы, где-то дополняющие друг друга, где-то даже вступающие в противоречия. В самом общем виде система – это органичная совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой, обеспечивающих целостность и единство системы, при этом свойства системы обеспечивается всеми ее элементами, но не выводятся из свойств элементов, и не сводятся к ним. 
 Система функционирует во внешней среде и взаимодействует с ней. В процессе взаимодействия могут изменяться как внешняя среда, так и сама система. «Исходным пунктом любого системно-теоретического анализа должно быть различие системы и окружающего мира».
 
Никлас Луман, 1984, Социальные системы

Модель системы управления организации

Система управления является предметом изучения кибернетики. Беда в том, что системы управления достаточно сложны, чтобы служить адекватной моделью фирмы, причем настолько сложны, что кибернетики не понимают их полностью, не прибегая к моделям.

Стаффорд Бир, 1972, Мозг фирмы

Официальный представитель

Официальный представитель, обладающий полной властью говорить и действовать во имя группы, и, вначале, властью над группой с помощью магии слова приказа, замещает группу, существующую только через эту доверенность.

Пьер Бурдьё, 1993, Социология политики

Социальная роль 

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. …
Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль.
Поэтому практически во всех групповых действиях участники выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Андреева Г.М., 1999, Социальная психология

Человек и организация

Между человеком и организацией – коллективом сплоченным на
достижение поставленной цели много общего. Такая организация действует
как единое целое:
«Механизмы, объясняющие действия коллективного субъекта, это механизмы социальной системы, а не личности ... ценностная ориентация, которая является частью системы культурных ценностей, будучи инструментальной, осуществляет выбор, а не субъект».
Талкотт Парсонс, 1937, Структура социального действия

Личность в ее конкретной роли, а не тотальный индивид, является членом коллектива.

Талкотт Парсонс, 1966, Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения

Взаимодействие систем

Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.

Андреева Г.М., 1999, Социальная психология

Взаимодействие систем

На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных … от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Рубинштейн С.Л. (1889-1960), Основы общей психологии

Цель организации, целеполагание

Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты.
Перед любой организацией стоит множество разнообразных целей, упорядоченных в определенную иерархию.
Главные цели, т.е. те, которые оказывают воздействие на направление развития и жизнеспособность структуры в целом, - называют стратегическими целями.
 
Герберт Саймон, 1964, О концепции организационной цели
 

Цели задания и цели системы

Внутренние (телеологические) цели организации – цели системы.

Внешние цели-задания организации – объективные потребности общества, организации, подразделений.

Общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию, образуют цели-ориентации.

Пригожин А.И., 1995, Социология организации

Конфликты целей

  • Конфликт целей-заданий и целей системы подразделения, работника – принципиально различна природа целей.
  • Конфликт целей-заданий организации и общества – как понята, сформулирована цель-задание.
  • Конфликт общей и частных целей-заданий организации.
    Конфликт целей-заданий на разных уровнях иерархии организации.
  • Конфликт целей системы руководителя подразделения и самого подразделения.
  • Внутренний конфликт целей системы – устойчивость и динамичность.
  • Конфликт целей-заданий и целей системы организации - вероятность гегемонии целей системы.
Пригожин А.И., 1995, Социология организации
 
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025