ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(89)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(35)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Система показателей эффективности. 1. Показатели в механических, живых и социальных системах

Введение

Первая концепция управления дающая руководителю предприятия "бортовое табло" (Tableau de Bord) была разработана еще в 1932 году, об аналогичной же системе показателей писал в 1964 г. и Питер Друкер: «Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия» [1]. А в 1992 г. Роберт Каплан и Дэвид Нортон разработали свою концепцию Balanced Scorecard - BSC (Сбалансированная система показателей - ССП). Они также писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "хода выполнения полета"» [2]. Аналогична и распространенная в наше время концепция Ключевых показателей эффективности - КПЭ (Key Performance Indicators - KPI).

Можно отметить, что во всех этих концепциях управление касается только вопросов самого полета, когда уже задан груз, пункт назначения, определены маршрут и график полета, т.е. когда уже поставлена цель и разработана стратегия полета. Иными словами данные системы должны обеспечивать реализацию принятой стратегии обеспечивая руководителя предприятия «разнообразными показателями о состоянии "окружающей среды" и "хода выполнения полета", весь вопрос в том, как использовать эти показатели. Ведь, как показывает практика, подобные концепции практически дают незначительные результаты, а иногда и вовсе отрицательные [3]. Для того что бы понять данный вопрос требуется разобраться с показателями и их использованием для целей управления и учесть, что управление в механических системах принципиально отличается от управления в социальных системах. 
 
1. Показатели в механических, живых и социальных системах

Отметим предварительно две категории целей предприятия [4]:
  1. Внешняя цель (цель-задание), обеспечивающая предприятие необходимыми для его существования ресурсами, и стратегия достижения этой цели.
  2. Телеономические цели (цели системы) обеспечивающие требуемое состояние предприятия необходимое для достижения поставленных целей, а также и для получения новых внешних целей.
Видно, что отмеченные во введении системы показателей решают только вторую задачу, собственно даже зачастую в отрыве от первой, от поставленных внешних целей. И отметим, что функционирование механических, живых и социальных систем существенно отличаются. Поэтому рассмотрим вопросы показателей на примерах живых систем (человека), и социальных систем.

Для жизнедеятельности человека необходимо поддерживать его потребности в пище воде, и т.д., недостаток их определяется по показателям голода и жажды. Это четкие целевые показатели которые говорят о том какая подсистема имеет недостаток и какое количество пищи или воды (внешнего воздействия) требуется для его устранения. Но далеко не все показатели дают такую четкость. Имеются общие показатели состояния, которые говорят только о том, что есть нарушение, но ничего не говорят о том где оно, и что требуется сделать для его устранения. Например, температура тела человека. При этом нельзя приводить этот показатель в норму: если мы просто «собьем» температуру (внешнее воздействие), то можем получить серьезное осложнение – мы устраним следствие, а не причину, которая продолжит свое губительное действие. Это показатель для диагностики, а не для управления им. Для выявления причины (для диагностики) необходимо рассмотреть весь комплекс показателей, и, только выявив саму причину, принять меры по ее устранению. А возвращение температуры в норму (уже за счет внутренних факторов) покажет нам, что мы на правильном пути.

Таким образом целевые показатели приводятся в норму внешним воздействием, а диагностические показатели состояния – только внутренним. Их недопустимо изменять непосредственными действиями извне.

По показателям голода и жажды человек четко знает сколько ему требуется пищи и воды. По показателям уровня топлива и масла мы четко знаем сколько топлива и масла требуется долить в машину. По отдельным же диагностическим показателям состояния мы только узнаем, что у нас что-то не в порядке.

Что требуется: поддерживать заданные свойства объекта или поддерживать требуемое движение к поставленной цели - реализовывать планы достижения результата? Несомненно требуется и то, и другое! Например, если идти строго по компасу в сложной местности, то можно вообще не дойти до цели. Необходимо по ходу определять и корректировать свое движение ориентируясь на заданную цель, среду, и собственные возможности. Но если не принимать воды (показатель - жажда) и пищи (показатель - голод), не поддерживать свой организм и не следить за своим здоровьем, мы также далеко не уйдем.

Итак здесь мы имеем следующую систему показателей:
  • Целевые показатели результата – показывают степень достижения результата в данный момент, реализацию планов достижения результата.
  • Целевые показатели состояния - показывают текущее состояние подсистем, которые должны иметь заданное состояние.
  • Диагностические показатели состояния – показывают общее состояние системы, а их анализ, в комплексе, может диагностировать неисправные подсистемы, поставить цели по их исправлению, разработать соответствующие планы.
Диагностические показатели состояния в любых системах можно поддержать только выявлением и исправлением соответствующих внутренних неисправностей, но никак не прямыми внешними воздействиями приводящими к возвращению этих диагностических показателей в норму. 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

16.04.2024 Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика
Аннотация ... далее

27.03.2024 Эффективная организация и развитие предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) Деп. ВИНИТИ РАН 27.03.2024, № 8-В2024
Гайд III ... далее

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024