Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Основной фактор построения эффективного предприятия. Кооперация
Начало статьи
© А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, 2019
2. Кооперация
Как отмечал Чарльз Барнард, «кооперация может возникнуть только в том случае, если она способна достичь того, что не способен сделать отдельный человек» [2]. А «источником первичной эффективности является превосходство возможностей группы над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте» [2, с. 53]. Но при кооперативной деятельности возникает серьезная проблема, заключающаяся в том, что «с помощью кооперативной деятельности нельзя удовлетворить личные цели, за исключением случаев, когда имеет место промежуточный распределительный процесс. То, что создается в ходе кооперативной деятельности, может распределяться или не распределяться между ее участниками» [2 с. 33]. И вопрос о том, распределяются или не распределяются результаты совместной деятельности является принципиальным. «Общая цель обязательно представляет собой нечто внешнее, безличное, объективное, несмотря на то что ее индивидуальная интерпретация носит субъективный характер. Единственное исключение из этого общего правила связано со случаем, когда достижение цели организации становится источником личной удовлетворенности и мотивом для многих участников организации» [2, с. 87]. «Кроме этого они получают удовлетворение от социального взаимодействия, которое не было изначально целью кооперации, но в процессе кооперации становится для них привлекательным» [2].
Таким образом эффективность кооперации (предприятия) зависит от того, как распределяется достигаемый результат, в какой степени цель организации является мотивом деятельности участников – собственников и наемного персонала. От того, насколько «правила игры» принятые в предприятии, мотивируют участников на постановку и достижение высоких целей, зависит от «[институциональной] структуры, которая определяет, как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [9, с. 84].
__________________ Версия для печати
|
|